10.11.2021
В начале ноября вышел новый альбом ABBA. Пластинку Voyage, на которой записаны десять свежих студийных треков, пришлось ждать сорок лет — случай в истории музыкальной поп-культуры небывалый. Но длительное ожидание того стоило.
Это один из тех редких случаев, когда релиз можно было одновременно заведомо похвалить и пожурить — еще до знакомства с ним. С одной стороны, уровень ожиданий зашкаливал: планка уж слишком высока, поскольку ABBA — один из величайших музыкальных проектов в истории, а что касается традиционной популярной музыки — возможно, вообще лучший в мире, без излишних сопровождающих эпитетов. Поэтому халтуры от таких людей не ждешь по определению.
С другой — никто еще до этих феноменальных скандинавов не пытался отправиться в столь рискованный вояж (кстати, думается, название диска выбрано не случайно) спустя сорок лет. А значит, определенные сомнения относительно качества свежего материала волей-неволей должны были закрасться, особенно в души скептиков. Рассуждающих по принципу «в одну реку нельзя войти дважды» вокруг великих и могучих всегда было предостаточно.
В «пользу» последнего постулата, прежде всего говорит то, что создавать качественную поп-музыку мирового уровня в семьдесят с лишним лет (а каждому из этих «негнущихся шведов» именно столько и есть: Бьорну Ульвеусу — 76, Анни-Фрид Лингстад буквально на днях стукнет столько же, Бенни Андерссону — без пяти минут 75, а Агнете Фельтског — 71) отнюдь не то же самое, что в тридцать. Непросто конкурировать с молодежью и оставаться в тренде, если ты находился по большому счету в тени большого шоу-бизнеса на протяжении столь внушительного отрезка времени.
Однако в отношении первого, позитивного посыла куда красноречивее свидетельствует следующее обстоятельство: ABBA, возможно, единственный коллектив из касты «неприкасаемых», в аудиокаталоге которого не было ни одной плохой песни. А все мы прекрасно знаем, что в послужном списке даже таких грандов, как The Beatles, Queen и Элвис, таковых было предостаточно.
Конечно, далеко не каждая композиция, записанная ABBA на протяжении десяти лет (с 1972 по 1982-й), являлась безоговорочным шедевром, — были на альбомах группы и проходные вещи, — но не было ни одной пустой, скверной, никчемной. Именно этим и объясняется то, что в архивах скандинавского проекта практически нет бросового материала — того, который до поры до времени кладется «под сукно» и требует дальнейшей доработки. Обычная практика для любого исполнителя — но только не для ABBA.
Потому что, по словам главного музыкального мотора группы, Бенни Андерссона, «над каждой песней мы работали как над потенциальным синглом, лишних фрагментов у нас почти никогда не оставалось». И история это подтвердила: за исключением композиции Just A Notion, предназначавшейся еще для альбома 1979 года Voulez-Vous, все остальные девять треков, звучащих на новой пластинке, — абсолютно свежие произведения.
И, надо сказать, аудитория во всем мире выдала серьезный кредит доверия новому студийному продукту ABBA. В течение суток, после того как поступило официальное сообщение о выходе Voyage, на него в одной только Великобритании поступило сорок тысяч предзаказов. Через три дня эта цифра увеличилась вдвое. А к октябрю 2021 года число желающих приобрести новое студийное откровение гениального шведского ансамбля составляло уже более 111 тысяч. Сейчас пластинка триумфально шествует по хит-парадам всего мира — поклонники охотно голосуют за нее фунтом стерлингов, долларом, евро, иеной, рублем…
Так можно ли с полным основанием утверждать, что камбэк (он же реюнион, он же рестарт — а лучше попросту новый шаг в карьере) удался? И нет, и да. С одной стороны, произведений такого же запредельного уровня, как Dancing Queen, Waterloo, S.O.S., The Winner Takes It All, Head Over Heels, I Let The Music Speak, The Day Before You Came, на новой пластинке нет. Да и едва ли их появления ожидал даже самый убежденный и восторженный фанат ABBA.
С другой — налицо тот факт, что Бенни по-прежнему сочиняет прекрасные мелодии, тексты Бьорна насытились и обогатились новыми, умудренными пройденными десятилетиями, философскими оттенками, а дамы — Агнета и Фрида — до сих пор не утратили своих блистательных вокальных моментов. Хотя «невооруженным ухом» слышно, что для вытягивания иных голосовых пассажей новейшим цифровым средствам обработки вокала пришлось здорово «потрудиться».
Но главное — на Voyage по-прежнему нет ни одной «пустышки», все песни объективно хорошие, а такие треки, как Don’t Shut Me Down, Keep an Eye on Dan и I Still Have Faith In You, с легкостью соответствуют высочайшему стандарту ABBA. Как в плане исполнения, так и в том, что касается фирменного «аббовского» саунда. Его слушатель получил — и это, возможно, главное завоевание пластинки 2021 года.
Кстати, о фирменном саунде и о персонах, трудившихся над обозреваемой пластинкой. Надо отдать участникам ABBA должное: они за минувшие 40 лет сохранили добрые взаимоотношения не только внутри своей великолепной четверки, но и с теми музыкантами, с которыми записали все восемь студийных альбомов и несколько самостоятельных синглов (вещей, не входивших в «номерные» LP) в 1970-х — начале 1980-х. Ведь, откровенно говоря, рассуждать об ABBA просто как о квартете гениев — это все же преувеличение.
Единственным полноценным инструменталистом, отвечавшим за все клавишные инструменты — от аккордеона до рояля — на записях ABBA был все тот же Бенни Андерссон. Вкрапления Бьорна на акустической гитаре были всего лишь фрагментарными украшательствами — ее даже не всегда можно расслышать, а девушек подпускали только к микрофонной стойке. Ну и куда бы делись эти четверо, если бы просто пели под фортепиано? Верно, остались бы в истории всего лишь камерным квартетом, пусть и великолепным.
Но нет, ABBA — полноценный поп-музыкальный проект со всеми отсюда вытекающими. Без профессиональной электрической гитары, а также баса, ударных и струнных настоящего эстрадного коллектива не получится. Поэтому ABBA — это как минимум септет, а как максимум — большой оркестр. Так вот, к работе над Voyage Бенни, Бьорн, Агнета и Фрида привлекли тех, с кем съели не один пуд соли, прошли огонь, воду и медные трубы в период своей мировой славы в семидесятых.
Гитарист Лассе Велландер и барабанщик Пер Линдвалл до сих пор в строю — их безукоризненную работу можно услышать на последнем диске. Координатором проекта как ранее, так и теперь выступила Йорел Хансер, бывшая правой рукой менеджера Стига Андерссона, человека, в свое время приведшего группу к вершинам мировой славы.
С другой стороны, за истекший период этот мир покинули потрясающий басист и аранжировщик Рутгер Гуннарссон и талантливый ударник Ола Брункерт, игравшие с нашими главными героями почти на всех пластинках. Кудесник звука Майкл Би Третов, ответственный практически за каждую запись ABBA золотого периода, тоже не смог принять участия в новом проекте. Но пришедшие ему на смену звукоинженеры Бернард Лёр, Линн Фияль и Вильма Коллинг достойно справились с поставленной задачей по воскрешению и сохранению уникального «аббовского» звучания…
Подводя итог, можно со всей ответственностью заявить, что Voyage — очень качественная работа. Не великая, не потрясающая, не изумительная — но как минимум не разочаровывающая. В фонотеке любого коллекционера качественных записей, да и просто поклонника хорошей поп-музыки эта пластинка явно не затеряется. А главное — она очень уместная и своевременная. Мир соскучился по качественным поп-песням — с внятными мелодиями, гармониями, текстами, вокалом и инструментальным сопровождением.
Несколько месяцев назад, комментируя новость о возрождении проекта под названием ABBA, известная российская певица, экс-вокалистка группы «Мираж» Наталия Гулькина сказала нашей газете буквально следующее: «Это один из моих любимейших коллективов, с огромным энтузиазмом восприняла данное известие. Я бы даже сказала, что это новость века»… Ну хорошо, пусть все же не новость века (по крайней мере, мы еще не прожили даже четверть оного), но то, что возвращение ABBA под свет больших софитов стало как минимум новостью года, — не подлежит сомнению.
Словом, эти парни и девушки знали, о чем говорили, когда в 1980-м сочиняли и исполняли песню Super Trouper: ведь в переводе с английского этот термин и означает не что иное, как мощное осветительное устройство — видимо, Анни-Фрид, Бьорн, Бенни и Агнета чувствовали, что даже если распадутся, однажды все равно вернутся под его «негасимый свет»…
Вернулись. Только вот надолго ли… С мая по декабрь 2022-го в Лондоне будет демонстрироваться шоу с голограммами молодых участников группы на арене, специально построенной по этому случаю. А дальше? А дальше, похоже, финита… По крайней мере, Бенни Андерссон, с никогда не изменявшим ему, фирменным скандинавским чувством юмора, заявляет: «Здесь мы поставим точку и официально закроем-таки проект. Ну, если, конечно, мне кто-нибудь заломит руку, тогда придется подумать». А Бьорн Ульвеус добавляет: «Пока мы живы, никогда не говорим «никогда»…
Фотография: www.zen.yandex.ru