31.10.2024
На экранах страны с сегодняшнего дня — художественная картина «Федя. Народный футболист». В ней предпринята попытка рассказать о жизни, возможно, самого любимого футболиста поздней советской эпохи. Попытку, что было ожидаемо, сложно назвать удачной.
Давно подмечено — снимать биографические ленты (или, как принято говорить в кинематографическом мире, байопики) — занятие сколь увлекательное, столь и неблагодарное. Не то чтобы оно было заранее обречено на полнейший провал, но хулителей подобного рода кинополотен всегда заведомо будет как минимум не меньше, чем «хвалителей». В особенности, когда речь идет о спортивных фильмах. А если мы говорим о футболе, то здесь и вовсе задача перед съемочной бригадой стоит практически невыполнимая: самую популярную в мире игру с мячом крайне сложно воплотить на экране изобразительными средствами. Рискнем даже заявить: в мире нет ни одного по-настоящему великого художественного фильма о футболистах.
Однако наши кинематографисты с небывалым упорством продолжают вспахивать эту «целину»: не так давно свет увидели картины, посвященные Льву Яшину и Эдуарду Стрельцову. И вот настал черед Федора Черенкова. Почему выбор пал именно на этого спартаковца — легко объяснить. Этого человека трудно было не любить — причем не только футбольным болельщикам, приверженцам самых разных клубов (от столичного ЦСКА до киевского «Динамо», от питерского «Зенита» до алма-атинского «Кайрата»), но и людям, далеким от спорта.
Талант — штука врожденная, требующая от своего обладателя только способности развить его. Но с народной любовью не рождаются: признание и всеобщее обожание надо заслужить. Федору Федоровичу Черенкову это сделать удалось. Причем не прикладывая к этому умышленно и целенаправленно никаких усилий, поскольку Федя (как его принято — не из панибратства, а, напротив, в силу искреннего уважения — именовать в стане поклонников) был человеком необычайно скромным и даже стеснительным. Важное уточнение: звание заслуженного мастера спорта в советское время присуждали лишь тем, кто сумел достичь заметных высот именно на международном уровне — стать чемпионом мира, Европы, выиграть соответствующий трофей на клубном уровне, установить мировой рекорд и так далее.
Однако Черенков ничем подобным отметиться не успел: к числу его самых громких титулов относятся лишь звание трехкратного чемпиона СССР, чемпиона России, обладателя Кубка Российской Федерации и бронзовая медаль Олимпиады-80. Однако Федю к концу восьмидесятых любили в нашей стране настолько, что ему присвоили звание ЗМС не по совокупности спортивных достижений, а именно благодаря искренней народной любви.
Одной из наиболее притягательных граней этой личности было осознанное стремление избегать публичности. История спорта знает массу примеров, когда знаменитые футболисты вели себя как недосягаемые поп-идолы. Здесь вам и Джордж Бест, и Диего Марадона, и Дэвид Бекхэм, и Зинедин Зидан, и Криштиану Роналду. Федор Черенков был не таким. Ездил в метро, крайне редко повышал голос и никому не отказывал в автографе.
Помимо внутренней интеллигентности, великий спартаковец (Черенков является рекордсменом клуба по сыгранным матчам, проведя под красно-белым знаменем 398 игр) был еще и настоящим интеллектуалом. Много ли можно навскидку вспомнить спортсменов высшего уровня, у которых было бы высшее же образование, причем не спортивное? А Федор, между прочим, окончил Московский государственный горный институт, где защитил диплом по теме «Смоло-инъекционное упрочнение горных пород»…
Нетрудно предположить, что рассказ о жизни истинно народного футболиста кинематографическим языком был всего лишь вопросом времени. И весной прошлого года съемочная группа, возглавляемая режиссером Николаем Акелькиным, оператором Дмитрием Трифоновым и целой командой продюсеров (Сергей Шишкарев, Илья Казаков, Алексей Ахмедов, Татьяна Венгерова, Антон Ивашевич, Алексей Неклюдов, Вера Дульцева), приступила к проекту. В роли Черенкова выступил талантливый молодой актер Станислав Румянцев.
Сказать, что фильм не удался, было бы все же преувеличением. У него есть неоспоримое достоинство: он сделан с любовью и уважением к главному герою. Но в нем, как ни парадоксально, нет ни слова о футболе. Небольшая справка: «Ни слова о футболе» — название детского фильма, в котором снялся двенадцатилетний Федя, забив в одном из эпизодов гол «ножницами», чем привлек к себе внимание больших футбольных управленцев, в том числе Константина Бескова и Николая Старостина.
Баталии на зеленом газоне в фильме, конечно, показаны, но сняты они преимущественно при помощи компьютерных ухищрений. Однако на этот аспект мы закроем глаза, поскольку, повторимся, показать реальный большой футбол актерскими, режиссерскими и операторскими средствами крайне сложно. Но и нарисовать целостный портрет личности авторам ленты, думается, не удалось.
Большинству фанатов бесковского «Спартака» — кстати, в роли главного тренера «красно-белых» Константина Ивановича Бескова Николай Фоменко смотрится довольно нелепо — было невдомек, что Черенкова с начала 1980-х терзал психический недуг, приведший футболиста к преждевременной смерти: Федор умер в октябре 2014 года, в возрасте 55 лет. Об этой болезни игрока болельщики (к коим относится и автор этих строк) узнали лишь много лет спустя. Не будем вдаваться в подробности, кто хочет, сам найдет информацию и разберется, о чем речь. Но и данный трагический штрих биографии Черенкова на экране выглядит размыто, неубедительно.
Впрочем, к авторам ленты трудно предъявить серьезные претензии, когда они пытаются проникнуть к Черенкову в душу, восстанавливая детали его биографии. Жизнь Федора Федоровича не изобиловала «сальностями» и прочей чепухой. Черенков вел самый что ни на есть обыкновенный образ жизни, как и подобает истинно народному футболисту.
Возможно, поэтому картина получилась пресноватой. Масштабного портрета Феди не вышло еще и потому, что авторы оборвали повествование на 1987 годе — а ведь до конца карьеры Черенкову оставалось еще целых семь лет. Впереди были чемпионство СССР 1989-го (и титул лучшего футболиста страны того же года), краткий вояж во Францию вместе с другом и одноклубником Сергеем Родионовым в клуб второго дивизиона Red Star, звание чемпиона России в 1993-м, попытки реализовать себя на тренерском поприще, многочисленные игры в ветеранских командах…
Многое осталось недосказано, многое додумано (хотя по-иному в байопиках быть и не может), кое-что переврано, а что-то и вовсе вопиюще не соответствует действительности (например, светлый шатен Родионов почему-то на экране выглядит жгучим брюнетом). Но, наверное, для реализации более глобального проекта потребуется снимать другой фильм. А какова будет судьба у стартующей на днях в отечественном прокате ленты — покажет время.
«Федя. Народный футболист», Россия, 2024
Режиссер Николай Акелькин
В ролях: Станислав Румянцев, Николай Фоменко, Борис Щербаков, Александра Дроздова
12+
В прокате с 31 октября