15.10.2024
«Культура» обсудила итоги состоявшегося недавно в Бурятии форума регионального кинематографа «Новый вектор. Дальний Восток», разработавшего дорожную карту развития кинематографа федерального округа, с организатором и руководителем форума, продюсером Дмитрием Якуниным.
— Дальневосточный форум завершил годовой цикл встреч Фонда поддержки регионального кино. Совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, а также Министерством развития Дальнего Востока нам удалось провести стратегическую сессию по развитию кинематографии в важном и сложном для кинопроизводства регионе. Предыдущие форумы акцентировались на обмене опытом, сейчас мы вышли на конкретные решения, ныне обсуждаем их с руководством федерального округа.
Прежде всего, речь шла о развитии созданной два года назад региональной кинокомиссии. Далее было озвучено решение о выделении 200 миллионов рублей федеральным и местным компаниям через Фонд кино, а также решение корпорации о выделении средств на приобретение съемочного оборудования. В рамках форума высказаны предложения местных кинематографистов и федеральных экспертов. Сейчас они внимательно анализируются министерством региона, разрабатывающим дорожную карту развития отрасли в интересах всего профессионального сообщества.
— Какие предложения представляются самыми перспективными?
— Идеи по федеральному и международному продвижению фильмов, снятых на Дальнем Востоке. Зачастую даже лучшие работы якутских кинематографистов не доходят до федерального проката. По итогам форума мы ведем переговоры с прокатчиками и платформами по системному продвижению региональных картин, а с «Роскино» обсуждаем модели международного продвижения не только региональных работ, но и локаций для съемок.
Также обсуждались вопросы развития образовательных программ. В 2025 году в Хабаровске будет создан филиал ВГИКа, инициирующий системное развития региональной отрасли, этого очень ждут местные кинематографисты. Была представлена модель развития киностудии «Саха-фильм», объявлено о строительстве мультимодульного павильона полного цикла с современной технической базой и звукостудией в 2027 году. Активное участие в форуме приняли глава и министр культуры Бурятии, презентовавшие дорожную карту своего региона. В Улан-Удэ на базе республиканского «Центра креативных индустрий» так же строится съемочный павильон, звукостудия и студия анимации. Глава Бурятии показал уникальные локации, рассказал о культуре и истории республики, вдохновив московских продюсеров на написание сценариев на республиканскую тематику. Был представлен сайт кинокомиссии, информирующий о кинематографической жизни дальневосточных регионов.
— Каким по счету стал ваш форум?
— В прошлом году мы провели в Светлогорске первый федеральный слет региональных кинематографий, представленный местными кинокомиссиями и продюсерскими компаниями, презентации которых оценили более пятидесяти экспертов. В этом году я предложил проводить окружные форумы и меня поддержал Совет Фонда регионального кино во главе с Ларисой Оттовной Солоницыной. Помимо федерального форума, прошедшего снова в Светлогорске, мы провели мероприятия в Пятигорске, Белокурихе и ныне в Бурятии. Всего в наших деловых мероприятиях приняло участие более 500 кинематографистов, развивающих кино в своих регионах, а также федеральных и международных экспертов. Основная задача форума — обмен лучшими практиками, исследовательская работа, знакомство с региональными компаниями и кинокомиссиями, обсуждение насущных проблем кинопроката, образования, законодательных инициатив, привлечения инвестиций. Проект поддерживается Президентским фондом культурных инициатив, федеральным Министерством культуры, администрациями регионов, Союзом кинематографистов России, АПКиТ и другими организациями, за что им огромное спасибо. Но, наверное, самая главная задача форума – формирование киносообщества «большой страны», развитие связей между региональными и федеральными кинематографистами, создание общих кинопроектов. В следующем году планируем проведение форума в Новосибирске, Южно-Сахалинске, Владикавказе и вновь в Светлогорске.
— Какие города могут стать новыми локомотивами отрасли?
— Кинематограф — не изобразительное искусство или литература, его развитие требует достаточно серьезного финансирования. Не везде для этого есть возможности и перспективы. С другой стороны, демократизация отрасли — снижение стоимости техники, возможности онлайн-образования, развитие местных креативных индустрий — подталкивает местные власти к развитию кино. Очень важно, чтобы, с одной стороны, была инициатива сверху, с другой стороны — творческое сообщество, способное создавать качественный контент.
Существуют три основных модели развития регионального кинематографа. Первая — поддержка собственного производства и кинопроката, как в Якутии, где снимается десять-пятнадцать фильмов в год. Это системная и перспективная модель, которую стоит изучать и брать как пример. По ней развивается Бурятия, Татарстан и Башкортостан — единственный регион, создавший свой фонд финансирования кино, ежегодно вкладывающий в производство пятьдесят миллионов рублей.
Вторая модель — сервисная. Федеральные компании приезжают в регион и получают услуги, сервис, персонал. Так развиваются Калининград, Мурманск, Краснодарский край, Новгородская область.
Третья, мне кажется, самая оптимальная — комплексная. Очень важно привлекать федеральные и международные съемочные группы в регион, которые тратят свои средства, а также продвигают локации в своих фильмах и сериалах. С другой стороны, не менее важно развивать собственное творчество, разрабатывать систему грантов и мер поддержки для местных кинематографистов, которые как никто другой способны отразить в своих произведениях дух и мифологию своей малой Родины. По этому пути идут Красноярский край, Пермский край, Иркутская область.
— Есть ли вдохновляющие региональные ноу-хау?
— На мой взгляд, невозможно и не нужно выдумывать единую модель развития всех регионов. Такого шаблона нет. Нужно учитывать специфику, историю развития местной кинематографии, ее сильные и слабые стороны.
Недавно мы проводили стратегическую сессию в Новосибирске по созданию областной дорожной карты и выявили ряд местных преимуществ: у них есть своя школа документального кино и уникальный кластер — кинотеатр «Победа», являющийся настоящим шедевром зодчества. Кроме того, сибирский наукоград активно развивает научно-популярное кино, в кинопроизводстве применяются новые технологические решения. Здесь мы ждем «прорывных» проектов. Именно в регионах должно развиваться все новое: конкуренция в кинобизнесе достаточно большая, надо учиться удивлять. Даже в малых формах — как в Калининграде, разработавшем систему поддержки рекламщиков и клипмейкеров.
Очень важное направление — законотворчество. Можно делать все, что угодно, но без концепции развития и дорожной карты процесс зайдет в тупик. Тем руководителям регионов, которые только начинают развивать киноотрасль, рекомендуем изучить концепцию развития кино Якутии и Перми, законы о кино, принятые в Красноярском крае и Новосибирской области. Недавно принятый закон о креативных индустриях расширяет полномочия региональных властей по финансированию кинематографа.
— Прогресс регионалов уже дает сбои. С одной стороны, они часто увлекаются чем-то вторично-столичным, делая «трубу пониже и дым пожиже». С другой — попадают в сети второсортных московских продюсеров, навязывающих им надуманные шаблоны качества. Есть и третья проблема: самые сильные якутские режиссеры и сокуровские выпускники плюнули на официоз и принялись снимать фильмы для европейских фестивалей. Во всех случаях примат продюсерской модели «что изволите» растлевает образный строй.
— Есть и обратные примеры: хакасский продюсер Влад Кафеев и режиссер Николай Рыбников сняли оригинальный молодежный триллер «Чекаго» — это «Настоящее кино из Сибири», республиканский дебют. Или, скажем, «Испытание аулом», снятый в Карачаево-Черкессии — оригинальный проект, основанный на кавказских традициях, собравший сорок миллионов прокатных рублей, без рекламы и звезд. Нежный и добрый фильм якутянина Михаила Лукачевского «Там, где танцуют стерхи» так же вышел в прокат, где собрал почти 25 миллионов рублей, и завоевал награды престижных киносмотров. Стоит отметить абхазскую драму Наура Гармелии «Последняя цена», которая недавно отмечена призом «За лучшую режиссуру» на нашем фестивале «Будем жить!»
Есть успехи и на просторах СНГ. «Гран-при» на упоминавшемся фестивале получила кыргызская картина Руслана Акуна – «Рай под ногами матерей», рассказывающая о том, как мужчина-аутист идет со своей престарелой матерью в Мекку. Ждем в прокате татарский фильм Салавата Юзеева «Гора влюбленных». Все это фильмы отличает отсутствие какой-либо коньюктуры, а искренность и честность — то самое, главное, по чему соскучилась зрительская аудитория. И пусть эти фильмы не собирают кассу блокбастеров, но данное направление имеет свою аудиторию и перспективы в прокате. В рамках сценарной лаборатории «Формула пути», проводимой продюсерским центром ФПРК, мы с коллегами из сценарного агентства «Стардаст» видим большой потенциал региональных сценаристов. Многие истории нам не кажутся вторичными, а идущими от сердца, от души.
— Творческие планы…
— Готовимся провести традиционный Фестиваль «Дни короткометражного кино», приуроченного к 21 декабря, самому короткому дню в году. В этом году кроме игровых, документальных и анимационных фильмов до тридцати минут мы ввели новую номинацию — картин, снятых с помощью ИИ. В рамках фестиваля проведем финальный питчинг лаборатории «Формула пути», а также питчинг стартапов — презентацию новых технологических решений для кино от представителей IT-отрасли.
— Какой процент региональных работ мы увидим в короткометражном декабре?
— Примерно половину и это совсем не мало. На коротких дистанциях региональные кинематографисты чувствуют себя все увереннее, и, говоря образно, научились справляться с барьерами. Что касается стайерской дистанции, здесь региональным студиям не всегда хватает опыта для создания качественного кино, но, уверен, впереди нас ждет много творческих открытий.
Фотографии предоставлены Дмитрием Якуниным.