11.10.2024
В ограниченном прокате новая кинокартина самого яркого якутского режиссера.
Четыре года назад Дмитрий Давыдов покорил дебютным «Пугалом» жюри либерального «Кинотавра». Ныне же завоевал режиссерскую награду на опекаемом Абрамовичем геленджикском фестивале «Маяк» и увез из Висбадена приз кинопрессы. Более примечателен провал лучшей картины автора на Московском кинофестивале позапрошлого года. У саркастичной «Молодости» не было конкурентов, однако жюри «Русских премьер» проигнорировало камерный шедевр и вручило статуэтку инфантильной поделке Петра Тодоровского «Здоровый человек» о духовных исканиях сердобольного московского хипстера. Давыдов учел афронт столичных штучек и сделал ставку на зарубежный фестивальный успех. Желательно венецианский.
Под рафинированный ориенталистский формат заточен и политкорректный сюжет, и изысканный киноязык «Чумы». Первый вдохновлен лучшим, дебютным фильмом Андрея Звягинцева. Как и в «Возвращении», в фокусе экзистенциальной драмы фигурируют двое подростков и проблемный отец, располовиненный здесь на пару соседей-антагонистов. Один — бесконфликтный увалень и молчун — мастерит лодки. Другой — бизнесмен и хвастун — валит лес. Оба — бобыли: жена бирюка повесилась, а бугор прогнал свою бабу со двора; первый транслирует фрустрацию, второй — психопатию. Лодочник планирует отослать чадо к тетке. Супермен — воспитать наследника без женских соплей. Мальчишки так же составляют антитезу: отпрыск молчуна пробует мир на излом, а дитеныш безобразника засиживается на завалинке, мечтая узреть северное сияние.
Как-то вечерком некто поджигает новую лодку бирюка и выливает помои между соседскими участками. Вспыхивает бытовой конфликт с неожиданным исходом: сын избитого лодочника перебирается жить к поколотившему отца соседу и проходит школу мужской жизни. Незваный сынок учится орудовать бензопилой, лакать водку и лупцевать названного брата. Дойдя до точки, тот перебирается в соседскую избушку и становится заступником брошенного пришельцем родителя.
Эта рокировка вписывается в психологический сценарий мужания: отдаляясь от семьи, мальчишки интуитивно ищут опоры в опытных наставниках, дабы усвоить правила выживания в жестоком мире. У Давыдова эта коллизия доведена до истерического отрицания отцовского авторитета, и в данном ракурсе просматривается доля истины. Стремительно меняющаяся реальность испытывает на прочность семейные узы, напрямую апеллируя к голосу крови, архаичным паттернам и габитусам. Попутно с одичанием развиваются перверсивные повадки, которые в нашем случае можно обозначить как «педофилию наоборот»: по сути, персонажи Давыдова приручают и используют обмененных отцов, присваивая их ролевые модели и авторитет. Такой поворот мог бы вдохновить лихую комедию положений, но режиссер надувает фестивальные щеки и с тяжким, звероподобным рвением выстраивает медитативные панорамы в духе Алексея Юрьевича Германа, а под занавес садится в лужу. Давыдов не находит ничего лучшего, чем замазать равнодушные черно-белые небеса кислотно-лиловым сиянием! Неуклюжее заимствование мотивов «Возвращения» намекает на лукавый умысел и непонимание оригинальной картины. В драме Звягинцева пара братьев предъявляла душевную раздвоенность юного героя, а не схематичный симбиоз никчемных отцов и звероватых детей.
«Чума». Россия, 2023
Режиссер Дмитрий Давыдов
В ролях: Георгий Бессонов, Евгений Николаев, Перфиль Чупров, Федор Сергеев, Эрхан Слепцов, Вячеслав Устинов, Радмир Романов
16+
В прокате с 19 сентября