03.08.2021
Нижний Новгород отмечает 125-летие триумфа великого инженера.
Город на Волге готовится к 800-летию. В жаркие летние дни в Нижнем перекладывают плитку — совсем как в Москве в прошлые годы — роют, строят, красят. Закрыта величественная Чкаловская лестница — один из символов города, закрыт и кремль. «Арсенал», один из немногих объектов внутри кремлевских стен, по-прежнему принимает туристов. Здесь накануне юбилея города открылась выставка «Шухов. Формула архитектуры». Открылась не просто так: именно в Нижнем Новгороде 125 лет назад молодой инженер Владимир Шухов пережил подлинный триумф. В 1896 году на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке обомлевшей публике представили его творения — ажурную гиперболоидную башню и павильоны с металлическими сетчатыми оболочками. Можно представить, какое впечатление произвели эти изящные металлические конструкции, символизировавшие собой расцвет промышленности и рождение новой эстетики. Так начался звездный путь гениального инженера, создавшего множество объектов, которые сегодня называли бы иконическими — от Шаболовской башни до сводов Пушкинского музея и ГУМа.
Выставка «Шухов. Формула архитектуры» — первая ретроспектива за 25 лет — сначала была показана в Музее архитектуры им. Щусева два года назад. В Нижний она приехала в несколько измененном виде: основной акцент сделан на гиперболоидных конструкциях и сетчатых металлических перекрытиях. Хотя список творений Владимира Шухова, по-ренессансному широко одаренного, ими не исчерпывается. Например, инженер считается родоначальником отечественной нефтяной индустрии: по его чертежам создавались заводы по крекингу нефти. Однако кураторы Марк Акопян и Елена Власова, научные сотрудники Музея архитектуры, решили сосредоточиться на стальных гиперболоидах, и это не случайно. В Нижегородской области сохранилось несколько башен, в том числе 40-метровая водонапорная башня в Выксе и две пожарные вышки в глухих поселках. Подобные конструкции с легкой руки Шухова возводились по всей стране: они оказались дешевыми, простыми в изготовлении и удивительно прочными. Например, башня под Дзержинском на берегу Оки, созданная через 7 лет после Шаболовской и признанная более изящной и совершенной, не упала даже после того, как вандалы украли треть балок из ее основания.
К сожалению, к наследию инженера на протяжении десятилетий относились беспечно и даже безразлично. Например, у башни на Оке было пять «сестер» — все вместе они использовались как опоры ЛЭП НиГРЭС. Впоследствии четыре из них сдали на металлолом: уцелела одна-единственная конструкция. На выставке можно увидеть ее макет, а также изображения других башен, например знаменитой Шаболовской, которую еще 2014-м собирались разобрать, с тем чтобы восстановить в другом месте. Общественность, на глазах которой был уничтожен не один памятник, вступилась за творение Шухова, и башню оставили в покое. Сегодня внутри нее вставлен каркас, который должен удерживать конструкцию, — впрочем, мнения о его эффективности разнятся. А сама башня, спрятанная за высоким забором, неуклонно ветшает: о реставрации говорят уже несколько лет, но никаких работ не ведется. Впрочем, выставка, привезенная в Нижний, ориентирована не только на московские творения Шухова. Здесь, в частности, можно увидеть изображения башен, созданных по заказу Грозненского водсовета или городского водопровода в Иваново-Вознесенске. И хотя они возводились по типовым проектам, двух одинаковых конструкций среди них не было.
Архитектурные решения Шухова во многом порвали со старой эстетикой: аскетичные, лишенные декора, они демонстрировали саму конструкцию, показывали красоту простых линий. При этом, подчеркивают кураторы, его творения наследовали классическим шедеврам.
— В экспозиции можно увидеть модель Пантеона, демонстрирующую распределение нагрузок в куполе, — рассказал журналистам Марк Акопян. — Этот экспонат мы показываем в диалоге с башней на Оке. В истории архитектуры есть памятники, известные нам с детства: самые главные, определяющие нашу цивилизацию. Например, Пантеон в Риме, купол Святой Софии, Тадж-Махал. Одним из параметров, объединяющих эти здания, является сложность конструкции. Искусство конструкции вечно, оно проходит сквозь века, тысячелетия и обеспечивает жизнь архитектурному памятнику, даже когда цивилизация, создавшая его, исчезла. Пантеон и башня Шухова, разделенные двумя тысячами лет, демонстрируют нам вечность человеческого гения.
Выставка, включающая в себя более 200 экспонатов, также показывает, что талант Шухова, несмотря на пренебрежительное отношение на родине, получил признание по всему миру. Созданные на основе его идей сетчатые купола и перекрытия встречаются в проектах самых именитых архитекторов, включая сэра Нормана Фостера. Почему же русский инженер больше ценится за границей, чем на родине, — вопрос риторического характера. Как бы то ни было, чествование Шухова в рамках юбилея Нижнего Новгорода — повод напомнить о выдающемся изобретателе. А заодно поднять вопрос о том, когда, наконец, появится полноценный музей, посвященный его наследию.
Фото: Александр Мерзляков.