27.02.2024
В первой половине февраля в Московском Доме музыки открылся I Международный оперный фестиваль композиторов-женщин «Приглушенные голоса», который продлится до августа. К голосам восторженно прислушалась корреспондент «Культуры».
Седьмое февраля ознаменовалось эпохальным событием в Театральном зале Московского международного Дома музыки. Там стартовал I Международный оперный фестиваль композиторов-женщин «Приглушенные голоса». Его организатором выступила компания «Лирика Классик» в сотрудничестве с издательским домом «Шостаковичи и Стравинские» и проектом современной музыки «Музыка нашего времени».
Фестиваль посвятили памяти выдающегося композитора и педагога Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Татьяны Чудовой, которой в 2024 году исполнилось бы 80 лет. Творческое наследие деятеля культуры составляет более 500 музыкальных произведений, а количество учеников превышает 250.
«Приглушенные голоса» — первый в своем роде международный проект, рассказывающий о женском вкладе в классическую музыку. И хотя представлены в нем сочинения только женщин-композиторов, высочайший уровень делает их интересными самой широкой публике.
— Сегодня мир изменился, и женщины почувствовали в себе больше смелости для того, чтобы поделиться своим творчеством, своим взглядом на мир. Я очень рада, что такая возможность появилась. Из истории мы знаем, что женщины-композиторы существовали во все времена, но были вынуждены оставаться в тени, — говорит композитор Алина Небыкова. — Фестиваль же посвящен Татьяне Алексеевне Чудовой, ее наследием надо дорожить и передать его потомкам. Наша миссия заключается именно в этом — сделать так, чтобы ее сочинения были услышаны.
На открытии фестиваля в Доме музыки прозвучали три премьеры камерных опер — «Сон Татьяны» и «Русские женщины» Татьяны Чудовой и «Кабильдо» одной из ведущих фигур Бостонской композиторской школы начала XX века Эми Бич в постановке режиссера Елизаветы Корнеевой (Мариинский театр, Государственный театр Ганновера) и в исполнении солистов таких театров, как Большой, Станиславского, Мариинский, Метрополитен-опера, Ла Скала. Партию Волконской в композиции «Русские женщины» исполнила солистка Карнеги-холла и основатель «Лирики Классик» Юлия Петрачук.
Полная напряженной тревоги и мистического символизма мини-опера «Сон Татьяны» открыла первое отделение. Искусное исполнение оперы Александрой Ковалевич, меццо-сопрано, и Викторией Михайлец, пластика, поражающее своей экспрессивностью и чувственностью, убедительно передало сложные эмоциональные состояния героини, а электронные звуки внесли оттенок современности и добавили таинственности сну.
Композиция «Русские женщины» продолжила драматическую линию, воссоздавая стихами Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина и поэтов-декабристов поэтические образы исторических фигур княгинь Трубецкой и Волконской, отправившихся за мужьями в ссылку на далекий Север. Талантливые исполнительницы оперы Ольга Надеждина и Юлия Петрачук великолепно справились с выразительными и сложными партиями, придавая своим героиням индивидуальность и глубину.
— Это было великолепно, сильно и очень трагично, я сидела и плакала. Мама была бы счастлива от увиденного и услышанного, более того — это новый формат, у нас такого еще не было: с постановкой с режиссурой, в костюмах — получилось очень интересно и современно! — оценила исполнение произведений Татьяны Чудовой ее дочь Анна Шкуровская.
Второе отделение порадовало зрителей оперой про любовь «Кабильдо». По-американски прямолинейная, основанная на историческом сюжете о прорыве британской осады и защите Нового Орлеана, она демонстрирует реальную основу мужского подвига — любовь к женщине. Блестящее исполнение ролей артистами подчеркнуло эмоциональную интенсивность и глубину переживаний персонажей, заставляя зрителей погрузиться в историческую драму и переживать каждый момент вместе с героями. А лаконичное оформление опер, разработанное художником-постановщиком Варварой Тимофеевой, создавало динамику на сцене, перед которой невозможно было устоять.
Разница в характере героев, как и в музыкальной подаче, раскрывает удивительное богатство оперной музыки, участвующей в проекте. Фестиваль имеет большое значение, поскольку он объединяет талантливых женщин из разных стран.
По мнению президента «Лирики Классик», основателя и главного продюсера фестиваля «Приглушенные голоса» Юлии Петрачук, проект уникален не только потому, что он поддерживает женское сочинительство, выдвигая на первый план роли и таланты женщин-композиторов в музыкальной истории, но также потому, что популяризирует камерную оперу — жанр, который часто остается в тени.
— Фестиваль «Приглушенные голоса» открывает для аудитории совершенно новые горизонты в академической музыке — новаторские и современные звучания. Этот подход привлекает молодежь, которая ценит быстроту и динамику, ведь наши оперы компактны и интенсивны. Благодаря мобильности мы можем представлять произведения даже в тех местах, где нет развитой театральной инфраструктуры. Мы также не закрываем наши трансляции, оставляя их открытыми для публики, чтобы любой мог наслаждаться и вдохновляться этими произведениями в наших постановках, — делится она с «Культурой».
Уникальные оперные постановки в рамках этого проекта можно будет услышать с февраля по август 2024 года в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и Туле.
Зрители познакомятся с произведениями семи талантливых женщин-композиторов и увидят десять оперных премьер в исполнении ведущих солистов мировой музыкальной сцены и в постановке знаменитых режиссеров Елизаветы Корнеевой (Красноярский театр им. Хворостовского, Мариинский театр, театр Ганновера) и Марка Верзатта (Опера Цинциннати, Лирик-опера в Чикаго, Метрополитен-опера).
Фотографии: Алина Хачатурова.