Выставки

«Культура» о самых интересных выставках августа. Рыцарская романтика и африканское искусство

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

31.07.2023

1. «АЛЕКСАНДР ЛАБАС. РИСУНОК И АКВАРЕЛЬ ИЗ СОБРАНИЯ РУССКОГО МУЗЕЯ»

Жизнь Александра Лабаса выпала на трагические годы отечественной истории: в Гражданскую он ушел на фронт в качестве художника 3-й Армии Восточного фронта; 20 лет спустя дежурил на крыше во время бомбежек Москвы. Однако его акварели — жемчужные по тону — всегда сохраняли удивительную легкость. Невероятный полет мысли и души был свойственен этому художнику, и он пронес дар через всю жизнь, несмотря на выпавшие на его долю испытания. Выставка в Русском музее представляет акварели Лабаса из разных серий — так, «Октябрь» посвящен революционным событиям, очевидцем которых стал художник. «На маневрах» рассказывает о поездке Александра Аркадьевича на Дальний Восток в 1931 году: мастер запечатлел сценки из армейской жизни, превратив грубый быт в чистую поэзию. Наконец, «Москва и Подмосковье в дни войны» отражают пережитые им страшные дни. Сам проект, кстати, приурочен к выходу книги «Александр Лабас. Живопись. Графика. 1920–1930-е» (ЛАБАС-ФОНД, Москва, 2023).

Санкт-Петербург, ЦВЗ «Манеж». До 3 сентября

3. «ЦАРИ И РЫЦАРИ. РОМАН СО СРЕДНЕВЕКОВЬЕМ»

Средневековье — особый период в западной культуре, вопреки стереотипам, не мрачный, а изысканный и утонченный, по крайней мере, позднее Средневековье, как показал в своем знаменитом труде философ Йохан Хейзинга. Неудивительно, что искусство той поры, как и рыцарская романтика, завоевало сердца многих, в том числе русских монархов. Павел I, как известно, попытался внедрить в государственную жизнь Мальтийский орден: об этом напоминал мальтийский крест в гербе Российской империи. Другие императоры ограничивались собирательством, которым, впрочем, занимались широко, с размахом. Так, Александр III купил роскошное собрание предметов искусства Средневековья и Ренессанса коллекционера Александра Базилевского, представителя старинного дворянского рода. Живо интересовался Средневековьем император Николай I, собиравший старинное оружие. Кстати, его дочь, великая княгиня Мария Николаевна, первой из царской семьи начала коллекционировать предметы средневекового искусства. Так сложилось прекрасное собрание, посвященное Средним векам и соотнесенным с ними концептом рыцарства. На выставке можно увидеть более 380 произведений из коллекции Эрмитажа: турнирные и парадные рыцарские доспехи, витражи, шпалеры, книги и, конечно, живопись и графику. И лично убедиться в том, что рыцарская романтика мало кого оставляет равнодушным.

Москва, Еврейский музей и центр толерантности. С 3 августа по 17 ноября

5. «НОВАЯ ВОЛНА. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ КОНЦА 1970-х — НАЧАЛА 1990-х ГОДОВ»

Выставка рассказывает об особой вехе в истории российской фотографии. С одной стороны, это было время, скованное запретами, с другой, они рассыпались на глазах: при этом новая реальность казалась еще слишком зыбкой и неопределенной. В эти странные годы выпало жить и творить многим большим мастерам. Среди них был гениальный Александр Слюсарев, создававший поэтические черно-белые «натюрморты». На его снимках совершенно бытовые вещи — вроде банок, старых деревянных рам, тусклых подъездов — вдруг складывались в безупречные композиции. Впрочем, выставка представляет и других легендарных авторов — например, Сергея Чиликова, одного из основателей чебоксарской группы «Факт». Или мастера портретного жанра Едыге Ниязова, запечатлевшего многих деятелей ленинградской контркультуры, включая группу «Кино». Кроме того, зрители могут увидеть работы Игоря Савченко, Андрея Абрамова, Игоря Мухина — всего представлено 150 работ 26 авторов.

Нижний Новгород, Нижегородский государственный художественный музей. До 24 сентября

7. «АТРИБУЦИЯ В МУЗЕЕ. ВОЗВРАЩЕНИЕ АВТОРА»

Музей — это не только выставки, но и незаметная зрителю научная работа, и особенно ценно, когда ее результаты представляют на суд публики. Нынешний проект — уже третий для Новосибирского художественного музея в ряду посвященных атрибуции. Первые два рассказывали об установлении личностей, изображенных на портретах, и о конкретных географических местах, этот же знакомит зрителей с проблемой авторства. Всего показано более 20 произведений, в том числе новооткрытые картины передвижников Константина Маковского и Льва Каменева. А также полотно «Святая Екатерина Александрийская»: ранее оно числилось за неизвестным художником, теперь автор установлен — им оказался флорентийский живописец Франческо Курради (кстати, две картины этого художника находятся в собрании галереи Уффици). Еще в одном случае удалось расшифровать еле читаемую подпись: автором полотна «Большевистский колхоз готов к севу» оказался известный советский художник Самуил Адливанкин. Картина поступила в музей как работа неизвестного художника — предполагалось, что она написана в ранний советский период, однако в итоге исследователям удалось провести аналогии с творчеством Адливанкина 1930-х.

Москва, Музей архитектуры имени А.В. Щусева. До 3 сентября

9. «ГАБРИАДЗЕ В ПЕТЕРБУРГЕ»

Резо Габриадзе — грузинский художник, сценарист и режиссер, чье имя навсегда связано с Кутаиси, родным городом, который он воспевал в своих работах. Впрочем, в его большом сердце нашлось место и другим городам: Тбилиси, где на одной из улочек можно увидеть его причудливый Театр марионеток; Москве, где он учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров. И, конечно, Петербургу, где Резо часто бывал и тоже оставил свой след: не только шутливый и легкий, как скульптура «Чижик-Пыжик», но и серьезный — например, спектакль о Сталинградской битве «Песня о Волге», поставленный Габриадзе в Театре Сатиры на Васильевском. Именно эта постановка стала центральным сюжетом выставки, посвященной великому мастеру: в одном из залов зрители могут увидеть персонажей — небольших хрупких кукол. Другой зал посвящен писателям, связанным с Петербургом и сыгравшим особую роль в жизни Габриадзе, — Пушкину, Достоевскому, Ахматовой. Еще один зал рассказывает о сотрудничестве мастера с «Петербургским театральным журналом». И, конечно, в отдельный раздел вынесено посвящение Кутаиси — городу, без которого, наверное, не было бы волшебника и сказочника Резо.

Источник