Музыка

Валерий Дидюля, гитарист: «Задача каждого творческого человека — показать удивительную красоту мира»

Денис БОЧАРОВ

28.06.2023

Один из самых ярких представителей эстрадно-инструментального жанра, лидер одноименной группы «ДиДюЛя» 2 июля выступит с большим сольным концертом на сцене Зеленого театра ВДНХ. «Культура» побеседовала с музыкантом.

— Для начала — традиционный вопрос: что это будет за концерт, какие ожидаются сюрпризы, какова предыстория мероприятия?

— Большой летний концерт под открытым небом. Надеюсь, это будет знаковое мероприятие в жанре инструментальной музыки — хотя бы потому, что этот жанр у нас в стране не так широко представлен, как хотелось бы. Мы являемся в известном смысле амбассадорами этого стиля и направления.

Это будет концерт-путешествие по разным странам и континентам, галактикам и историческим эпохам. Ожидается мультиформатное, мультижанровое представление. Прозвучат как наши инструментальные хиты — «Арабика», «Полет на Меркурий», «Греческая», «Уличные страсти», «Фламенко» и другие, — так и сюрпризы в виде новой музыки.

Большое внимание мы уделяем визуальной составляющей — готовим крупное световое шоу. Словом, надеемся устроить яркое и запоминающееся действо.

— Вы играете музыку в самых разных жанрах, есть ли музыкальное направление, которое вам наиболее близко?

— Меня интересует музыка как таковая — то, что мы предлагаем, можно обозначить термином «музыка мира». Пытаемся представить саундтрек нынешнего дня. Мы из этого времени, а значит, и мыслим, как музыканты, в своем историческом контексте.

Говорить о музыке, в которой воплощены самые разные жанры, сложно. Здесь фолк, рок, электроника, этнические мотивы, какие-то современные музыкальные краски гармонично переплетены между собой. То, каким образом я, как композитор, гитарист, гражданин и верующий человек, ощущаю и воспринимаю современность, я и пытаюсь передать языком музыки.

Кстати, на нашем концерте в Зеленом театре ВДНХ со сцены не будет произнесено ни единого слова — будем завораживать зрителя звуками, аранжировками, красками, тембрами, светом. Мне кажется, внутренняя драматургия концерта выстроена очень тонко: мы постарались сделать так, чтобы между звучащими произведениями существовала своеобразная удивительная связь…

Наше творчество — попытка отразить звуковую палитру дня сегодняшнего.

Музыка — загадочный, божественный, мистический язык, который в нашей повседневной жизни является главным, как мне представляется.

— Музыка не утратила своего объединяющего начала даже в наше неспокойное время?

— В какой-то степени, разумеется, не утратила. Вне зависимости от ситуации всегда будет немало единомышленников, которые в этих звуках и мелодиях, музыкальных красках найдут ответы на какие-то вопросы.

Музыкальный концерт — в особенности инструментальный — обладает удивительной особенностью: он словно останавливает время. Минуты, секунды текут по-другому. Меняется пространство и ощущение в нем тебя самого.

Поэтому каждый музыкант чувствует определенную ответственность — как перед зрителем, так и перед самим собой. Конечно, изменить великий ход истории не получится, ибо он имеет божественную природу. Человечество постоянно получает оплеухи от жизни, поскольку, видимо, живет и ведет себя не совсем правильно.

Мы слишком материалистично смотрим на мир — потому нам и приходится извлекать суровые уроки. Но уроки эти призваны нас поменять, и музыка в данном процессе играет не последнюю роль. Существуют тонкие душевные планы, равно как и великие духовные законы, на которые нужно опираться. Музыка, как мало что еще в мире, помогает нам в этом.

— Возвращаясь к концерту 2 июля… Он будет электрическим?

— Да, с энергией, с драйвом, в традиционном составе, с которым я играю. Камерное акустическое, оркестровое звучание осталось у нас позади: мы эту страничку перевернули, по крайней мере на данный момент. Возвращаемся к напористому электрическому звуку, возрождаем тот боевой дух, с которого когда-то начинали в 2000 году.

— Для вас, как гитариста-виртуоза, большая разница, на каком инструменте играть: электрическом или акустическом?

— Конечно. Когда мы выступаем с акустической программой с камерным квартетом — это другая эстетика, подразумевающая более спокойную внешнюю подачу, но недюжинную внутреннюю собранность. А электрический концерт, напротив, предполагает изрядную внешнюю эмоциональность при меньшей внутренней напряженности. При этом энергозатраты одинаковы в обоих случаях.

Это непохожие друг на друга рассказы, и здорово, что судьба дала мне возможность прикоснуться к столь разным подходам в инструментальной музыке. С одной стороны, можно на одной гитаре с минимальными средствами выразительности поведать свою историю, а с другой — рассказать ее же, но более шумно, мощно и напористо. С привлечением высокотехнологичных приемов, программируемого света, компьютеров, электроники, синтезаторов, тайм-кода и так далее. Это новые элементы современного концертного представления, но без них я инструментальную музыку тоже не мыслю.

— Чем определяется мастерство гитариста? Есть Ингви Мальмстин, который без устали наяривает шестьдесят четвертыми, а есть музыка Би Би Кинга, которому для достижения чарующего эффекта достаточно было подержать одну ноту на протяжении нескольких тактов…

— Прекрасных гитаристов много, у каждого из них свои физиология, строение тела, включаются разные мыслительные процессы. В этом многообразии удивительный мир гитары и заключается. И пускай она будет разной: кто-то играет быстро и технично, а кто-то — медленно, спокойно и флегматично. Это дело вкуса.

Главное в любом творчестве — не только в искусстве владения гитарой — способность вызвать эмоцию. Если есть зритель, который на эту эмоцию реагирует, вслушивается, переживает, — значит, художник не зря занимается своим делом. А умопомрачительная техничность или, наоборот, подчеркнутая задумчивость — не имеет большого значения.

Зритель получает удовольствие от концерта потому, что наполняется эмоциями. Настоящие, большие мастера гитары, будь то «технари» или «лирики», дополняют друг друга и тем самым обогащают волшебный и удивительный мир музыки. Ибо она прекрасна именно тем, что разнообразна и бесконечна.

— Знаю, у вас выходит новый альбом. Расскажите о нем.

— Да, альбом практически готов. У меня есть своя студия, своя команда. Студийная работа вообще является приоритетной. Именно запись, поиск новых созвучий, резонансов, тембров, красок, мелодий — главная задача для музыканта.

Гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик Валерий Михайлович Дидюля родился 24 января 1970 года в Гродно. Первую гитару он получил в пять лет в подарок от своей матери. Дидюля является автором более 120 инструментальных композиций, сочетает в одном лице композитора, исполнителя собственных произведений и продюсера проекта «ДиДюЛя» — одного из самых гастролирующих инструментальных коллективов России.
Галина Моисеева / предоставлено пресс-службой В. Дидюли.
Источник