Выставки

«Культура» о самых интересных выставках июня

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

01.06.2023

1. «ОТМА И АЛЕКСЕЙ. ДЕТИ ПОСЛЕДНЕГО РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА»

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. До 10 сентября

Выставка, посвященная детям последнего российского императора, получилась внушительной: более 270 экспонатов. В их числе личные вещи юных Романовых из собрания Эрмитажа: от парадных платьев до игрушек. Конечно, сохранилось меньше, чем могло бы, и виной тому — страшные события столетней давности. И тем ценнее артефакты, дошедшие до наших дней. Например, от матросской формы цесаревича остались лишь две бескозырки, а ведь венценосная семья любила путешествовать на императорской яхте «Штандарт», даже считала ее вторым домом…

Выставка рассказывает о детстве Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии (их имена и образовали знаменитую аббревиатуру ОТМА), а также их младшего брата Алексея. Можно увидеть распашонки, сорочки, батистовые платьица, а также вязаные вещи, любовно созданные матерью, императрицей Александрой Федоровной. Показаны мундиры цесаревича, с рождения «приписанного» к армии: он был назначен шефом нескольких гвардейских полков. Представлены личные дневники детей, их письма и рисунки, и даже фотоальбомы — у каждого был собственный «Кодак». Выставка заканчивается последним мирным годом — 1914-м, за которым, как известно, последовала череда катастрофических событий, оборвавших в итоге жизнь императорской семьи.

2. «ВЫБОР ДОБЫЧИНОЙ»

Москва, Музей русского импрессионизма. С 8 июня по 24 сентября

Новый проект Музея русского импрессионизма посвящен практически забытой фигуре Серебряного века. Надежда Добычина мечтала стать биологом, училась на биологическом отделении курсов П.Ф. Лесгафта, однако затем увлеклась русским искусством, где тогда происходили революционные изменения. В итоге в 1911 году в доме Адамини в Петербурге на углу набережной Мойки и Марсова поля открылось «Художественное бюро Н.Е. Добычиной». По сути, Надежда Евсеевна стала первой русской галеристкой: в ее бюро можно было увидеть работы Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Марка Шагала, Натана Альтмана, Давида Бурлюка… Именно здесь в 1915 году прошла легендарная «Последняя футуристическая выставка картин 0,10», где изумленная публика впервые увидела «Черный квадрат» Малевича. Бюро Добычиной существовало вплоть до 1919 года: «под занавес» хозяйка успела показать посмертную выставку картин своего друга, художника Николая Кульбина. Музей русского импрессионизма обещает познакомить публику с основными проектами Художественного бюро, а также представить работы из личной коллекции Добычиной. Кроме того, на третьем этаже зрителей ждет сюрприз — рассказ о проектах, задуманных амбициозной галеристкой, но так и не осуществленных: от персональных экспозиций Льва Бакста и Василия Шухаева до показов персидского искусства.

3. «ЭЛИО ЧИОЛ. ОТ НЕОРЕАЛИЗМА К АКВИЛЕЕ»

Нижний Новгород, Волго-Вятский филиал ГМИИ имени А.С. Пушкина (Арсенал). До 23 июля

Элио Чиол — мастер старой школы: его расцвет пришелся на середину XX века, когда о цифровых камерах еще и не мечтали — фотографу приходилось управляться со сложной и громоздкой аппаратурой. Тем не менее именно тогда маэстро сделал свои лучшие кадры. Прежде всего, он запечатлел жизнь итальянских городов — простую, даже грубоватую: в духе черно-белых лент итальянского неореализма. Он и сам впоследствии признавался, что неореализм не был выдумкой эстетов вроде Феллини — наоборот, самой жизнью. Еще он снимал произведения искусства — в том числе фрески и мозаики древней Аквилеи: города-крепости, основанного римлянами за два столетия до Рождества Христова. Свои работы, сохранившие подлинный дух Италии, 90-летний Чиол лично представил в Мультимедиа Арт Музее в 2019 году. Теперь настала очередь нижегородцев совершить воображаемое путешествие — во времени и пространстве.

4. «САМИЗДАТ. МУЗЫКА ВРЕМЕН ЗАПРЕТА»

Санкт-Петербург, KGallery. С 16 июня по 27 августа

Новая выставка в KGallery обещает исследовать феномен советского музыкального самиздата. Зрители постарше наверняка ощутят ностальгию при виде «рок-н-ролла на костях» — самопальных пластинок, сделанных из бывших рентгеновских снимков. А также оценят коллекцию бобинных кассет, созданных советскими меломанами, для которых культовым местом было ленинградское кафе «Сайгон». Из других важных экспонатов — первая копия демозаписи альбома «Группа крови», причем с рукописным текстом Виктора Цоя. Наконец, посетителям разных возрастов будут интересны самодельные обложки виниловых пластинок: например, созданный вручную знаменитый макет альбома «Начальник Камчатки». Автор макета Евгений Козлов — известный художник, летописец ленинградского андерграунда, общавшийся с Тимуром Новиковым и другими неформальными звездами той поры. В экспозиции покажут другие его работы, а также произведения культового художника Боба Кошелохова, жизнь которого, к сожалению, два года назад оборвал коронавирус.

5. «ДРУГИЕ ГРАНИ: РУССКИЙ АВАНГАРД ИЗ МУЗЕЙНЫХ И ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ УРАЛА»

Нижний Новгород, Нижегородский государственный художественный музей. С 31 мая по 20 августа

Новый проект представит зрителям как звезд авангарда — вроде Казимира Малевича, Василия Кандинского, Александра Родченко, — так и почти забытые имена: причем некоторые вещи жители европейской части России увидят впервые. На выставке покажут более 200 произведений 80 художников: всего в проекте участвуют семь музеев и одно частное собрание. Челябинский музей изобразительных искусств привезет работы Николая Русакова, учившегося в Казани у Николая Фешина и в Москве у Константина Коровина. Русаков много путешествовал, причем вслед за художниками начала XX века выбирал направление на Восток. А Нижнетагильский музей изобразительных искусств привезет работы Павла Голубятникова — любимого ученика Кузьмы Петрова-Водкина. Поначалу жизнь Голубятникова складывалась удачно — он преподавал, получал приглашения участвовать в международных выставках в Венеции и в Нью-Йорке. Однако постепенно гайки начали закручивать, приглашения сошли на нет, а Голубятников, как формалист, был уволен из Академии художеств. Умер он в 1942 году в блокадном Ленинграде от дистрофии. Его жена, эвакуированная на Урал, увезла с собой работы мужа. Долгие годы картины лежали свернутыми в рулоны, и лишь в 1970-е за их реставрацию взялись сотрудники Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Сегодня в фондах НТМИИ находятся почти все сохранившиеся работы художника.

6. «АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВ. О ПРОЗРАЧНОСТИ: ОПТИЧЕСКИЕ СРЕДЫ».

Москва, Московский музей современного искусства. До 11 июня

Выставка, в основу которой легли работы из собрания знаменитого коллекционера Романа Бабичева, стала первым подробным рассказом о творчестве Александра Григорьева. Легенда советского кинетизма и оп-арта искусно соединяет в своих произведениях устремления физиков и лириков. С одной стороны — яркие цвета и калейдоскопичность, уносящие в сферу фантастического, воображаемого. С другой — точность линий и математическая выверенность конструкций, указывающие на академическое прошлое Григорьева (он работал в НИИ экспериментального архитектурного проектирования, потом — учился в ЛИСИ на архитектурном факультете). Художник входил в группу «Движение», заложившую основы советского кинетизма, где его соратниками были Лев Нусберг и Франциско Инфанте. Затем, расставшись с художественным коллективом, продолжил заниматься интересующими его проблемами. В том числе особенностями зрения и восприятия: этой теме и посвящена нынешняя выставка.

7. «У ВОРОТ КОММУНЫ»

Москва, Галерея на Шаболовке. До 9 июля

Галерея на Шаболовке объединения «Выставочные залы Москвы» рассказывает об утопической идее 1920-х — доме-коммуне, предполагавшем обобществление быта. Конечно, сама идея зародилась задолго до XX века — когда человечество начало грезить о справедливом мироустройстве: особенно ярко это проявилось в эпоху Просвещения. Ну а мечта создать нового советского человека вылилась в масштабный социальный эксперимент. Его частью стали дома-коммуны, о которых рассказывается на примере Хавско-Шаболовского жилмассива. Когда-то здесь селились старообрядцы, жившие обособленно и соблюдавшие внутренний уклад общины. Потом рядом со знаменитой Шуховской башней появился первый в стране дом-коммуна — дом кооператива «1-е Замоскворецкое объединение». Всего было возведено 15 пятиэтажек, причем два дома на въезде в жилмассив стали называть «Ворота коммуны». Атеистический советский строй попытался создать коммуны нового образца, однако в середине 1930-х эксперимент оказался свернут. Ему активно сопротивлялись «снизу» — людям хотелось иметь личное пространство, пусть и скромное, — а потом окончательно отменили «сверху».

8. «ARS SACRA NOVA. РЕЛИГИЯ И СИМВОЛЫ В ИСКУССТВЕ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ»

Москва, галерея «Веллум». С 31 мая по 17 сентября

Представители «Второго авангарда» — художники Владимир Яковлев, Франциско Инфанте, Владимир Стерлигов — во многом наследовали «старшим братьям», деятелям русского авангарда начала XX века. Эта преемственность, впрочем, не являла собой слепое копирование: авторы 1960–1970-х жили в совершенно ином контексте. Изначально лишенные надежды на социальный успех — в отличие от Малевича с Шагалом, украшавших послереволюционный Витебск, — они сознательно ушли в андерграунд. А еще — погрузились в мистико-религиозную область в противовес официальному атеизму. Действительность не оправдывала ожиданий, и художники, в отличие от авторов 1920-х, не пытались ее переделывать: они искали Град небесный в совсем иных сферах… Некоторые впоследствии действительно пришли к вере — как, например, братья Анатолий и Владимир Волгины, ставшие священниками. Новая выставка куратора Любови Агафоновой расскажет о том, как художники Второго авангарда переосмысливали тему сакрального. Проект пройдет в рамках параллельной программы совместного цикла концертов Фонда Николая Каретникова и Московской государственной академической филармонии «Musica Sacra Nova. Духовная музыка из бывшего СССР».

9. «ВЕК ГРАФИКИ. ОТ КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА ДО ОЛЕГА КУДРЯШОВА. ИЗ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ»

Москва, Государственная Третьяковская галерея. До 1 октября

Масштабный проект рассказывает о графических работах XX–XXI веков, пополнивших собрание музея за последние 20 лет. Внушительная экспозиция, включающая более 250 произведений, позволяет проследить, как в течение столетия менялся художественный язык. Когда-то графика занимала подчиненное положение по отношению к живописи: в ней видели материалы служебного характера — почеркушки, эскизы, наброски. Однако к XX веку графика превратилась в область поиска и эксперимента — вполне передовую, сохранив при этом камерность и интимность. Выстроенная по хронологическому принципу экспозиция показывает зрителю разные эпохи. Вначале — головокружительные поиски 1910–1920-х: от супрематических композиций Казимира Малевича до чуть гротескных уличных зарисовок Павла Пашкова. Затем — задумчивые пейзажи Николая Лапшина и яркие натюрморты Николая Тырсы. Далее — запечатленная Германом Черемушкиным встреча космонавтов на Ленинском проспекте и портрет Бориса Пастернака (авторства Юрия Космынина), созданный после того, как автора «Доктора Живаго» исключили из Союза писателей СССР. Отдельного внимания достойны гипнотизирующие работы Варвары Бубновой, соединившей русский авангард и японскую гравюру (художница более 30 лет жила в Японии). Кроме того, зрители увидят меланхоличные работы Гарифа Басырова, искусные «Светотени» Ивана Голицына, а также красочные рельефные конструкции Олега Кудряшова.

Фото: Р. ФАЛЬК. «СТАРАЯ РУЗА». 1913/ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ МУЗЕЯ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА и VIA PORTICA. ASSISI.1958/ФОТО ИЗ СОБРАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЯ, МОСКВА
Источник