Музыка

Хачатурян на Урале. Посвящение Мастеру

Светлана ТОЛМАЧЕВА, Екатеринбург

15.05.2023

В Свердловской филармонии стартует международный музыкальный фестиваль, посвященный 120-летию советского композитора Арама Хачатуряна, который работал в Свердловске во время эвакуации и неоднократно приезжал на Урал в послевоенное время.

Международный фестиваль-посвящение великому композитору носит двойное название – его имя на афише на русском и армянском языках «Арам Хачатурян. Արամ Խաչատրյան». Артисты известного музыкального коллектива из Армении – Трио имени Хачатуряна – 15 мая откроют фестиваль в Региональном концертном зале Краснотурьинска, а на следующий день в Свердловской филармонии выступит победитель XIV Международного конкурса им. Чайковского Нарек Ахназарян. Его соло прозвучит в Концерте-рапсодии для виолончели с Уральским филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Филатова. Легендарный Скрипичный концерт Хачатуряна с Уральским молодёжным оркестром исполнит один из самых ярких скрипачей своего поколения Карэн Шахгалдян. В числе гостей проекта – известные музыканты: пианистка Сона Барсегян, певица Арцмик Демурчян, виолончелист Карен Кочарян, альтист Максим Новиков, кларнетист Михаил Смирнягин.

Программа фестиваля представляет весь творческий путь Мастера: от студенческого опуса, который произвел огромное впечатление на Сергея Прокофьева, до его «последнего слова» — альтовой сонаты. Наряду с признанными шедеврами автора, такими как музыка к балетам «Спартак», «Гаянэ», драме Лермонтова «Маскарад» и Скрипичный концерт, прозвучат редко исполняемые произведения, созданные для солирующих скрипки, альта, виолончели и голоса.

Накануне фестиваля в Свердловской филармонии открылась выставка «Арам Хачатурян. Лица эпохи», созданная сотрудниками Дома музея Арама Хачатуряна в Ереване. Слушатели увидят уникальные документы и фотографии из разных периодов жизни композитора, а также цикл мини-фильмов о нем. Одна из участниц Трио имени Хачатуряна – пианистка, профессор Ереванской консерватории Армине Григорян – встретится с екатеринбургской публикой не только в концертном формате. Она проведёт лекцию «Арам Хачатурян. Творец и гражданин» и ответит на вопросы о жизни и творчестве композитора.

О международных проектах Свердловской филармонии и уникальности фестиваля, посвященного 120-летию со дня рождения Арама Хачатуряна, газете «Культура» рассказал Рустем Хасанов, первый заместитель директора Свердловской филармонии по творческой деятельности.

— Рустем Талгатович, насколько близка тема армянской музыкальной культуры Свердловской филармонии?

— Урал и Армению действительно многое связывает. Например, в 90-е годы в Екатеринбурге жил выдающийся композитор Авет Тертерян, творчество которого, к сожалению, недооценивали при жизни. На сцене Свердловской филармонии состоялись премьерные исполнения его симфоний и проходили авторские концерты. Он скончался в Свердловске в 1994 году во время подготовки к авторскому фестивалю «Три вечера с Аветом Тертеряном». Силами друзей композитора и сотрудников филармонии на доме, где жил Авет Рубенович, была установлена мемориальная доска. Жаль, что она не сохранилась до наших дней — была похищена неизвестными через некоторое время после установки. Как предполагали сотрудники правоохранителных органов, бронзовая доска привлекла внимание охотников за драгметаллами. Но зато в 2018 году на карте Екатеринбурга благодаря инициативе филармонии появился сквер Авета Тертеряна. Справедливость таким образом восторжествовала: память о композиторе жива, его произведения звучат со сцены нашей филармонии.

Мы исполняем сочинения армянских композиторов не только в формате концертов, адресованных искушенным меломанам. Во время нашего самого демократичного фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге» в прошлые годы звучали и Фортепианный концерт Хачатуряна в исполнении Бориса Березовского – он, пожалуй, единственный в России исполнитель этого произведения, и Концерт для трубы Арутюняна. Несколько сезонов назад мы провели большой авторский вечер симфонических и вокальных сочинений Арно Бабаджаняна. Во всех этих проектах мы работали рука об руку с Региональной общественной организацией «Армянская община «АНИ-Армения».

— Фестиваль, который начнется 15 мая, мог бы называться «Хачатурян известный и неизвестный». Как появилась идея этого международного проекта?

— В отличие от многих советских композиторов, творчество которых сегодня по совершенно объективным причинам не востребовано, Хачатурян звучит наряду с Шостаковичем и Прокофьевым по всему миру. Не даром говорят, что каждые три минуты где-то исполняется его легендарный «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». Творчество этого композитора весьма многогранно. Он писал симфонические произведения, много камерной музыки. Задача нашего фестиваля, который мы задумали вместе с армянскими партнерами, познакомить слушателя с редко исполняемыми сочинениями. Инициаторами этого музыкального события на сцене Свердловской филармонии, посвященного 120-летию со дня рождения композитора, стали наши друзья из Трио имени Хачатуряна. Мы услышим очень много произведений, написанных для солирующих инструментов: скрипки, альта, виолончели, фортепиано. Будут исполнены концертные арии и другие сочинения. И все это благодаря тому, что на Урал специально приезжают звезды армянской классической музыки. Этот международный проект поддерживает Министерство образования, науки, культуры и спорта Республики Армения, Министерство культуры и Министерство внешнеэкономических связей Свердловской области.

— Кроме музыкальных, какие еще открытия ожидают слушателей?

— Мы очень подробно расскажем о том, как был связан Хачатурян со Свердловском. Его произведения звучали в концертных залах Свердловской филармонии с первых сезонов после ее открытия в 1936 году. Например, 16 мая в программе фестиваля прозвучат фрагменты из «Танцевальной сюиты» Хачатуряна. Впервые она была исполнена в Свердловске в 1938 году, а затем звучала и в концертных залах, и в парках, и на гастролях. Арам Хачатурян в числе других советских композиторов был в эвакуации в Свердловске с октября 1941 по август 1942 года. Тогда же в нашем зале состоялись два авторских концерта композитора. Именно в свердловский период жизни Хачатуряна возникла концепция замысла Второй симфонии («С колоколом»), за которой закрепилась слава антивоенного реквиема. Вернувшись в Свердловск в 1957 году, композитор сам встал за дирижерский пульт, и свердловская премьера этой замечательной симфонии состоялась в исполнении автора. Программа фестиваля имеет исторический ракурс – все произведения подобраны не случайно.

Еще один важный акцент: мы хотели расширить аудиторию фестиваля, поэтому концерт в день открытия будет транслироваться в виртуальных залах Свердловской области. Первый фестивальный день пройдет не в Екатеринбурге, а в Краснотурьинске, в 380 километрах от областного центра. А впечатления слушателей, которые придут в Свердловскую филармонию, дополнит выставка, подготовленная совместно с Домом-музеем Арама Хачатуряна в Ереване. Композитор был послом советской культуры на Западе, встречался со звездами мировой величины, политическими и общественными лидерами — на фотографиях он запечатлен с Софи Лорен, Чарли Чаплиным, Папой Римским и многими другими известными людьми. Выставку мы дополнили партитурами симфонических произведений из библиотеки Свердловской филармонии с пометками многих поколений дирижеров. Директор ереванского Дома-музея Хачатуряна Армине Григорян подготовила лекцию, во время которой расскажет, каким человеком был Арам Ильич, что любил готовить, какие машины предпочитал, какое неподражаемое чувство юмора у него было и конечно расскажет, что миф, а что правда в легендарной истории о встрече Хачатуряна и Сальвадора Дали.

— Для вас были открытия на выставке?

— Меня поразило, как много композитор путешествовал по миру и какой прием ему оказывали — встречали как космонавта. Повсюду он ездил со своей супругой: для него было важно, чтобы она была рядом с ним. Кроме того, у Арама Ильича было много интересных хобби, например, увлечение бильярдом. На многих стендах выставки есть QR-коды, по которым можно увидеть фильмы и другие материалы о Хачатуряне, совершить виртуальное путешествие по его ереванскому Дому-музею. Мы стремились сделать фестиваль мультиформатным, чтобы у слушателей была возможность больше узнать интересных подробностей об истории создания любимых и редко исполняемых произведений, о биографии композитора.

— Фестиваль Хачатуряна не единственный международный проект Свердловской филармонии в этом году?

— Международные проекты обязательно будут! С 2014 года на базе Международного культурного центра Свердловской филармонии ежегодно проводится Международная молодёжная оркестровая академия. Финал этого проекта – ежегодное рождение Международного молодежного «Чайковский-оркестра» из числа тех музыкантов, которые принимают участие в сессии академии. Раньше мы работали с немецкими партнерами, которые проводили отбор молодых талантливых музыкантов со всего мира из числа учащихся высших учебных заведений Германии. Они приезжали на Урал, мы обязательно привозили их в Алапаевск, где жил Петр Ильич Чайковский в детстве, знакомили с нашей культурой.

Сейчас, несмотря на все сложности, мы ведем переговоры с музыкантами Китая, Молдовы, Казахстана, Узбекистана, Сербии, Эквадора, которые готовы приехать в столицу Урала летом, в дни празднования 300-летия Екатеринбурга и проведения Фестиваля студенческого спорта. На наших стадионах будут соревноваться молодые спортсмены — в Екатеринбург на этот праздник спорта приедут более 4 тысяч участников со всего мира. В это время на сцене Свердловской филармонии молодые музыканты со всего мира будут создавать совместные концертные программы. Мы хотим сделать не просто учебное мероприятие, а большой молодежный культурный проект.

Екатеринбург по-прежнему открыт для международного сотрудничества в сфере культуры. Свердловская филармония видит свою миссию в том, чтобы сохранять и продолжать эту традицию, чтобы расширять представления публики об огромном музыкальном мире, в котором мы живем.

Фотографии предоставлены Свердловской филармонией.

Источник