17.04.2023
В режиме нон-стоп прошел показ Киномарафона студентов региональных киношкол московского Дома кино. Заслуженные награды нашли героев, а панорама достижений подарила пищу для нерадостных размышлений.
Жюри под председательством актера Сергея Маховикова оценило 22 работы из одиннадцати регионов. В конкурсе доминировали неигровые фильмы-портреты, среди лауреатов — воспитанники вгиковских педагогов и петербуржские дебютанты.
Гран-при удостоилась «Семья» студентки Иркутского филиала ВГИК Анастасии Приймачок. Двенадцатиминутный мини-эпос подкупил искренностью и масштабом осмысления истории, смонтированной из сюжетов хоум-видео. Домашние торжества и видеооткрытки сложились в пазл, отразивший тридцатилетнюю драму расцвета и распада дружного семейства на сломе эпох.
Не напрасно интриговал саркастичный заголовок Лучшей документальной работы «Страбери филдс форевер». Питомец Челябинского института культуры Сергей Строганов очаровал новизной подачи ненаигранного сюжета — переживая развод родителей, юный герой ищет спасение в детских воспоминаниях, закадровых размышлениях, разговорах с матерью и отцом, но нигде не находит опоры и принимается… реконструировать «я» в предлагаемых обстоятельствах. Так на глазах рождается маленький шедевр, преображающий «клиповое мышление» точно акцентированным словом, работой над собой и изображением.
Спорным ученическим достижением можно счесть Лучшую игровую короткометражку — «Сказку о свойстве времени» слушательницы Санкт-Петербургского института кино и телевидения Александры Лаловой с Анастасией Смоляниченко, удостоенной приза за женскую роль. Волей судеб герой получает наручные часы, обращающие время вспять, и вскоре на пороге квартиры появляется депрессивная девица — пациентка матери, оказывающей срочную психологическую помощь. В отсутствии задержавшейся родительницы, хозяин пытается напоить гостью чаем, а та, перебив посуду, сводит счеты с жизнью.
«Отъехав» вспять на пятнадцать минут, парень пытается переиграть судьбу, но вновь и вновь все идет наперекосяк… Увлекшись фантазиями «на тему», авторы жирно прописывают кризис коммуникаций, но забывают отточить суть высказываний, и это — типично. Проживание распада мира объединяет лучшие работы марафонцев, но нарратив оказывается тут бессильным средством и вынуждает искать опору в экспериментах с формой — впрочем, как и сто, и пятьдесят лет назад… Вот только в годы о́ны авторские паруса наполняло буйство цветущей кинокультуры, сегодня же дебютантам остается лишь фиксировать драмы на цифры.
Антидотом от стресса стала «Ящерка» пермских документалистов — студентов режиссера Павла Печёнкина — награжденная за операторское мастерство Никиты Ажеева и Данила Болотова; режиссер Екатерина Драчёва удостоилась Диплома за лучший документальный фильм. Авторам удалось настроить эмоциональную дистанцию с шестилетней Лизой и как бы невзначай прожить с ней летний день с массой неумышленных приключений и дивных открытий. Ранее история уроженки пермского села Кын завоевала главный приз конкурса «Россия — взгляд в будущее» Фонда поддержки регионального кинематографа, став вдохновляющим примером чистосердечного взгляда.
Прочими призами отметили операторское чистописание, актерскую органику и продюсерское мастерство. Как обычно, наименее очевидными оказались успехи предпринимательского цеха: вылизанная натура, умышленная фактура, иллюстративные картинки… В истории киноархивной находки «Re Discovery» Анна Даниловой (призер — питерский продюсер Константин Пескичев) зрителей приморили хроникой и говорящими головами. В кавказской притче «Осечка» спродюсировавшего себя студента Северо-Кавказского института искусств Дениса Авидзбы утомили костюмированным пафосом.
В целом киномарафон проиллюстрировал системный кризис индустрии в нескольких плоскостях. Во-первых, отметим зрительский потенциал не вписывающихся в развлекательные клише искренних высказываний. Во-вторых — душное увядание историй, запакованных в продюсерский формат. В-третьих — счастливые исключения, работающие там, где организацию кинопроцесса взяли на себя состоявшиеся мастера, нефиктивные худруки. Отсюда парадоксальная мораль: за творческим опытом выбираться в столицу не стоит; куда продуктивнее набираться киноразуму у родной земли и художников, сбежавших из оккупированной продюсерами Москвы.
Фотографии предоставлены Центральным Домом кинематографистов.