Кино

Королева парадоксов Джейн Биркин

Денис БОЧАРОВ

17.06.2022

В российский прокат вышла лента «Джейн Б. глазами Аньес В.», посвященная иконе стиля Франции 1960-х — 1970-х, музе Сержа Генсбура. Снятая известным режиссером Аньес Варда картина достойна внимания. Хотя рассчитана не на широкого зрителя.

«Я спокойно отношусь к совершенству античных статуй. В человеческом теле, мужском или женском, я больше всего люблю именно несовершенство. Мне нравятся слишком большая грудь, излишняя худоба. Я нахожу привлекательными шрамы. Мне нравятся следы прожитых лет. Люблю синяки, вздутые вены, полные крови. Совершенство нагоняет на меня тоску…»

Здорово сказано, не правда ли? Jane B., она же Джейн Биркин, именно так позиционирует себя в картине, которая была снята режиссером Аньес Варда еще тридцать пять лет назад, в 1987 году, — хотя до сих пор на отечественных экранах не демонстрировалась. И вот черед настал.

Впрочем, не случайно. Во-первых, за последние два года на прилавки наших книжных магазинов легли две книги ее воспоминаний (мгновенно, кстати, ставшие бестселлерами), а во-вторых, леди Джейн планирует выступить в России: ее концерт запланирован на декабрь 2022-го в Московском международном Доме музыки. Так что выход ретроспективного фильма-портрета приходится как никогда к месту и ко времени.

Джейн Мэллори Биркин (таково полное имя актрисы и певицы) удостоена французского национального ордена «За заслуги», японского ордена Восходящего Солнца, а также звания офицера ордена Британской империи. В ее честь в 1984 году названа дамская сумка Birkin французского бренда Hermès. С годами этот аксессуар стал символом высокого статуса, его стоимость может достигать семизначных цифр. В копилке знаменитости более восьми десятков фильмов, тринадцать студийных и шесть концертных альбомов. Она счастливая мама трех дочерей (одна из которых, Шарлотта Генсбур, возможно, даже по уровню славы может потягаться с мамой).

Анонсируемая картина является как посвящением самой Джейн Биркин (известной всему миру прежде всего благодаря томным эротичным вздохам из песни Сержа Генсбура Je t’aime, moi non plus, а также двухминутному появлению на экране в провокационном фильме Микеланджело Антониони «Фотоувеличение»), так и всему кинематографу, калейдоскопу вымыслов, в котором волей-неволей, а приходится заблудиться. Биркин меняет роли, разыгрывает сцены из выдуманных фильмов, предстает то Жанной д’Арк, то возлюбленной Тарзана Джейн. Нам же остается гадать, где правда, а где вымысел.

Вся история началась с письма, которое Джейн Биркин отправила Аньес Варда после просмотра фильма «Без крыши, вне закона» (1985). Оно было написано на эмоциях, получилось неразборчивым и требовало расшифровки. Варда предложила Биркин встретиться и обсудить все вживую. Во время беседы Джейн поделилась с режиссером тревогами по поводу своего грядущего сорокалетия. Аньес в ответ предложила Биркин сделать портрет, ведь это «идеальное время и чудесный возраст». Тогда же и была задумана уникальная концепция фильма, который нарушал все клише обыкновенных экранных биографий, где интервью всегда чередуется с видеонарезкой уже вышедших и известных картин.

Варда задумала снять сцены из фильмов, которых не было, сопроводив их заранее подготовленными и отрепетированными интервью. Французскую культуру в кадре олицетворяют Серж Генсбур, Жан-Пьер Лео и Филипп Леотар. Сама Биркин предстает перед зрителем в самых разных обличьях: уязвимой и слабой, храброй и смелой, чуткой и романтичной. Актриса меняет маски так же, как бывает изменчива и женщина. В череде этих неповторимых и удивительных ролей скрывается настоящая Джейн, а зрителю остается только догадаться, где именно сама Джейн. Ибо именно где сокрыта сама Джейн — большой вопрос…

Франция традиционно славится своими зычными, голосистыми вокалистками — упоминания таких имен, как Эдит Пиаф, Мирей Матье и Патрисия Каас, более чем достаточно. Но не такова наша героиня. Джейн Биркин представляет собой несколько иную «школу» певческого искусства. Хрустальный, хрупкий, а попросту слабенький голосок придает французской песне, исполненной женщиной, дополнительного очарования, обаяния и шарма.

Но в фильме Варда вокальной составляющей творческой натуры Биркин уделен минимум внимания. Да и вообще, положа руку на сердце: картина едва ли будет интересна массовому зрителю. Это и не классическая документальная биография, и не художественная лента — перед нами весьма странное жизнеописание человека, который едва ли сам до конца понимает, чем хочет поделиться со зрителем.

Если попытаться переосмыслить данное полотно и перенести (перевести) его на язык изобразительного искусства, то мы получим некий «охудожествленный» импрессионизм. Главная героиня, с подачи режиссера, мечется между своей личностью и экранными (состоявшимися или нет) воплощениями. Заканчивается фильм тем, что Джейн Биркин, пребывая в роли Жанны д’Арк, сгорает на костре. Сама Джейн, будучи прирожденной королевой парадоксов, с экрана говорит о том, что всю жизнь мечтала сыграть Орлеанскую деву. Но было не суждено. А может, оно и к лучшему. Ибо лучше быть состоявшейся музой Сержа Генсбура, чем несостоявшейся королевой экрана… Но визита мадам Биркин в Россию тем не менее ждем с нетерпением.     

Источник