17.03.2022
На Исторической сцене Большого театра при полном аншлаге прошел один из трех юбилейных концертов Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева, посвященный юбилею коллектива.
На концерте первого и лучшего в мире профессионального ансамбля народного танца зал был переполнен зрителями, ярусы и балконы оказались забиты до отказа. Открыли вечер спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству и давний поклонник ансамбля Михаил Швыдкой, зачитавший теплое поздравление президента России Владимира Путина, и художественный руководитель и директор коллектива Елена Щербакова. Она сказала: «Игорь Александрович — ни на кого не похожий балетмейстер. Он и режиссер, и философ, и художник. Моисеев — это добро, мир и любовь для всех людей». Знаменитый танцовщик и балетмейстер Владимир Васильев присутствовал на торжестве, но обратился к публике с экрана: «Моисеев — наша жизнь: детство, юность, зрелость. Он — всегда праздник». Речи и официоз, фанфары и литавры свели к минимуму.
Моисеевцы вспоминали свою восьмидесятипятилетнюю танцевальную историю и продемонстрировали, на что способен коллектив сегодня. В Большом театре Ансамбль Моисеева отмечал и прошлые свои важные даты. Именно сюда в 1934-м поступил на службу молодой солист Игорь Моисеев, на этой сцене появились его первые хореографические сочинения, здесь дало ростки его образцовое искусство, доведенное до эталонного великолепия. Танцы народов мира, созданные в разных форматах, — зарисовки, сюиты, одноактные балеты, — он выстраивал по законам русского психологического театра. Это всегда была история с внятным сюжетом, продуманным с точностью драматурга-провидца. Еще один титан хореографической мысли Юрий Григорович изобретенный и утвержденный гением Моисеева жанр народно-сценической хореографии определил как «неповторимое сочетание театральности и народности в единственном мире — Театре Игоря Моисеева».
Открыл вечер «Класс-концерт «Дорога к танцу», поставленный в 1965-м — своеобразная художественная модель появления сценического чуда, путь от ежедневного урока, через репетиции — к произведению искусства. Сначала — упражнения у станка, скорректированный академический экзерсис, замес народного танца с классикой. Незыблемы позиции и па, но с иными акцентами и в другой обуви. Пуанты и мягкие балетки заменили на сапоги и туфли с каблучками, но те же вытянутые подъемы, выворотные ноги, прямые спины, гибкие станы, батманы в потолок, правильные положения рук, разве что несколько заниженные, и глубочайшие плие, которые кажутся нереальными — становится страшно за колени и голеностопы артистов. Чем дальше, тем больше отличий — сумасшедшие вольные прыжки, виртуозные вращения, обжигающие трюки, присядки, припадания, дроби. В финале — рождение танца: сложнейшие фрагменты на русскую тему, украинский гопак с парубками и дивчинами в традиционных ярких венках, быстрая задорная полька.
Ученики Школы-студии при ГААНТ имени Игоря Моисеева поздравляли Ансамбль белорусским «Крыжачком». Сложный орнаментальный танец дети первого года обучения (через неполных пять лет они станут восьмым поколением моисеевцев) станцевали с задором и приветливыми улыбками. Моисеев создал школу при ансамбле в суровом 1943-м как эстафету, которая «перехватывается, и исполнители после школы приходят в уже родной ансамбль, выучив часть репертуара».
Единственную паузу в показе «золотой коллекции» танцев Игоря Моисеева заполнила хореографическая картина «Танго «Del Plata» — новинка, созданная до пандемии. Мини-спектакль аргентинского балетмейстера Лауры Роатта родственен репертуарным канонам ансамбля. Семь танго «рассказаны» ясным и сложным национальным пластическим языком. Танго для хореографа — эластичная материя, блаженно вбирающая в себя смыслы, исторические и современные. Танцы объединены четкой структурой и единым сюжетом. Эпизоды не рассыпаются, а образуют сложную композицию, и каждый рассказ — своя история с развитием характеров и отношений, с темпераментом, открытым, бьющим через край, и внутренним, потаенным. В одном танго — дыхание драматизма, в другом — легкий флирт. Многолюдный мужской танец погружает в водоворот силы, дуэты, счастливые и печальные рисуют дерзкое соперничество и отчаянную ревность, торжество страсти и горечь расставаний. Танго — меланхоличные, чувственные, сексуальные, изобретательные. Соединяет действие роковая дива (Анастасия Сорокина) в роскошном длинном платье — муза танго, душа бандонеона. Она внимательно следит за героями, то сохраняя дистанцию, то резко вмешиваясь в происходящее, — подходит к танцующим, меняет партнеров, разрывает объятия, вершит свой суд.
Лаура влюблена в искусство моисеевцев. В 1977 году, когда ансамбль гастролировал по Латинской Америке и выступал в Луна-парке — на самой большой и престижной аргентинской площадке, она испытала такой восторг, что побывала на 27 из 35 выступлений. Каждый вечер — аншлаг. Пролетело более сорока лет, но в девятитысячном зале Луна-парка никому этого рекорда побить пока не удалось. Этот рассказ Лауры вспомнился на вечере в Большом, когда ликующая публика сопровождала аплодисментами ритмы каждого танца.
Танцовщики вихрем проносились по странам мира, и с ними — все счастливчики, попавшие на концерт. Моисеевцы мигом перевоплощались в разных персонажей, движения сверкали чистотой и точностью. Сицилийская тарантелла и Сюита мексиканских танцев, Арагонская хота и хрупкая «Восточная статуэтка» Екатерины Тихоновой. Еще один танец, аргентинский, «Гаучо» — со смелыми и самовлюбленными пастухами, ловко приручающими дикого мустанга. Александр Тихонов, Роман Кузнецов, Евгений Чернышков — замечательные танцовщики-актеры создали ироничные образы страстных ковбоев, готовых и покрасоваться, и жизнью рискнуть.
С фирменным задором и драйвом вечер триумфально завершило матросское «Яблочко» — фрагмент Флотской сюиты «День на корабле», рожденной в военном 1944-м. Без него с тех пор не проходит ни одно торжество в честь Дня Военно-морского флота.
Оптимизм ансамбля — явление редчайшее, и его обаяние не меркнет. Это, пожалуй, самая большая тайна здорового и мудрого искусства, неподвластного времени. Следует добавить, что всю программу сопровождал малый симфонический оркестр ансамбля, которым руководит маэстро Анатолий Гусь.
Следующий концерт фестиваля «Моисеевцам — 85!» состоится в Государственном Кремлевском дворце 4 апреля. Программа будет составлена из других произведений, также классических. Игорь Моисеев оставил нам более трехсот танцев.
Фотографии: Евгений Масалков / ГААНТ имени Игоря Моисеева.
Источник