22.07.2022
В этом году программу фестиваля открывал главный спектакль сезона, «Война и мир» Театра имени Вахтангова, продолжал ряд экспериментальных постановок, а завершал концерт Хиблы Герзмавы в сопровождении Российского национального оркестра. Солнце и гроза сопровождали все события фестиваля: кому-то повезло с погодой, но таких единицы; почти все дневные спектакли начинались под ясным небом, а заканчивались под дождем. Вечерние под дождем начинались, и во время одного из них зрителям пришлось принять на себя проливной дождь на самом пике действия, что добавило ему драматизма: первые звуки грозы послышались в тот момент, когда в спектакле «Война и мир» началась война. Дождь лил больше часа, но ни один из зрителей не ушел. Как сказал на встрече с журналистами, прошедшей в дровяном сарае, советник президента Владимир Ильич Толстой, главное ощущение от фестиваля – удивительное единство всех со всеми. Фестиваль получился «всехний», как и замышляли его организаторы, хотя многое в нем случилось в первый раз и было абсолютной авантюрой.
Собственно говоря, почти все в этом году было впервые. «Ясная Поляна» впервые организовала на своей территории творческие резиденции – четыре театральных коллектива провели неделю в музее-усадьбе, встречались с его сотрудниками и бродили по окрестным лесам. Результатом стали четыре экспериментальных работы, в буквальном смысле слова выросшие из яснополянской земли. Все четыре спектакля идут под открытым небом, на музейной территории, где каждое дерево находится под охраной и имеет порядковый номер. Для человека, знакомого с консерватизмом музейщиков, это уже самом по себе – чудо.
Спектакль-променад Мастерской Брусникина «Муравейное братство» увел зрителей из центральной части усадьбы в окружающие ее леса и поля. Тема нынешнего фестиваля – «Детство», название спектакля взято из толстовской повести, во многом автобиографической. Яснополянское детство великого русского писателя было не самым счастливым — в полтора года он лишился матери, в девять – отца. Отсюда – особое отношение к старшему брату, к которому он какое-то время обращался на «вы», и к его рассказам о зеленой палочке, зарытой на краю оврага. Если ее найти, можно сделать всех людей счастливыми, они не будут знать ни болезней, ни несчастий и сделаются муравейными братьями. Спектакль брусникинцев воссоздает детское ожидание чуда, которое вот-вот случится. Маленькие чудеса происходят на протяжении всего пути: сначала растворяется в воздухе ведущий и идти приходится по тайным знакам, потом в кустах обнаруживается синий заяц, а возле родника с вкуснейшей водой – прозрачные стеклянные бокалы, на деревьях чуть в стороне от дороги висят колокольчики – на них нужно найти слова, обозначающие то, чего вам в жизни не хватает, и позвонить, чтобы недостающее появилось. Заканчивается прогулка встречей с небольшой музыкальной группой – напоминание о крепостном оркестре, который держал в усадьбе дед Льва Николаевича, князь Волконский.
Второй спектакль-променад, «Лурнист», начинается как раз там, где старый князь любил прогуливаться, – в старом липовом парке «Клины» возле усадебного дома. Свое название парк получил из-за планировки: внешние аллеи замыкаются квадратом, а внутренние пересекаются, образуя клинья. В центре стояла скамейка, на которой устраивались музыканты; пока князь мерил шагами аллеи, они играли его любимого Генделя.
«Лурнист», созданный Фондом поддержки современного искусства «Живой город» из Казани, связан с яснополянской историей очень изящным образом. Лев Николаевич, прежде чем сделать официальное предложение Софье Берс, объяснился с ней при помощи шарады: он написал мелом на ломберном столике
«в. м. и п. с. с. ж. н. м. м. с. и н. с.». Некоторые слова ему пришлось ей подсказать, но главное она поняла: «Ваши молодость и потребность счастья слишком живо напоминают мне мою старость и невозможность счастья». Льву Николаевичу в тот момент было тридцать четыре года, Софье Андреевне — восемнадцать.
Слово «Лурнист» тоже составлено из начальных букв нескольких слов, и это формула советского девичьего гадания (любит, уважает, ревнует, ненавидит, испытывает, страдает, тоскует). Спектакль, состоящий из трех новелл, — о юности и о любви, и место для него выбрано очень точно. Из темных аллей он вырывается на простор, в поле, уходящее за горизонт, и его герои теряются вдалеке.
Режиссер Борис Павлович вырастил на яснополянской земле спектакль «Лес. Дневники», который является частью большого проекта «Лес», родившегося в Петербурге под влиянием текстов философа Владимира Бибихина. Здесь зрителям надо было не идти в неведомое, а наоборот, остановиться, присесть на пеньки на развилке лесных дорожек, и принять участие в попытках авторов, режиссера и трех актрис, прочесть и понять «Дневники» Толстого, возможно, самое значительное и сложное его произведение.
Полина Кардымон из Новосибирска перевела «Детство» на язык фольклора: это третья часть аудиального перформанса «Коромысли», посвященного обрядам, сопровождавшим главные моменты в жизни человека – рождение, бракосочетание, смерть. Вторая часть, «Сыра земля», уже номинирована на «Золотую маску». Третья показывает, как народная культура воспринимала детство, что пели детям и о детях. Этот проект не о Толстом, но о том, что было важной частью его жизни: Лев Николаевич написал десять книг для детей, включая «Новую Азбуку», школьный учебник, и надеялся, что по нему будут учиться грамоте по крайне мере «два поколения русских детей – от царских до мужицких».
Хедлайнером фестиваля стал спектакль «Война и мир» Театра имени Вахтангова, для которого под открытым небом была выстроена точная копия вахтанговской сцены. «Война и мир» на яснополянской земле воспринимается совсем не так, как в Москве; здесь видишь, что это спектакль о том, как меняется отношение людей к войне по мере того, как она подходит к ним все ближе и ближе. Вахтанговцы играли его два вечера подряд, для огромной аудитории – на трибунах была тысяча мест, полностью заполненных и никто из зрителей не ушел, даже под угрозой промокнуть.
Как удалось водрузить на сцену открытого театра, поставленного на лесной поляне, трехтонную декорацию «Войны и мира», понять невозможно, но после этого подвига яснополянской команде не страшны никакие трудности, и в следующем году, скорее всего, в афише рядом с экспериментальными постановками будут и большие спектакли. Тема следующего «Толстого» уже заявлена: «Анна Каренина».
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Источник