22.11.2021
В 1991 году, тридцать лет назад, свою последнюю пластинку записала прославленная британская рок-группа Dire Straits. «Культура», воздавая должное величайшим музыкантам 1980-х, вспоминает о лучших песнях, вышедших из-под пера главного сонграйтера коллектива – Марка Нопфлера.
Песня: Sultans Of Swing
Альбом: Dire Straits (1978)
Нечасто бывает так, чтобы дебютный же сингл того или иного исполнителя выстрелил настолько мощно, что в дальнейшем ни один концерт без исполнения подобного произведения не обходился. Перед нами как раз такой случай. Повествование о любительском джазовом ансамбле, выступающем после трудового дня не столько для заработка, сколько для собственного удовольствия, сопровождается остроумными залихватскими гитарными «поливами» – это одно из лучших соло не только в послужном списке Марка, но и вообще в истории популярной музыки.
На этом треке автор представил миру и свой фирменный вокальный стиль, который вернее всего следует обозначить примерно так: еще не пение, но уже и не разговор. В дальнейшем Нопфлер всегда будет следовать данной формуле.
Песня: Lady Writer
Альбом: Communique (1979)
Задорным треком, который при желании можно назвать младшим братом «Султанов свинга», открывается сторона «В» второго лонгплея Dire Straits. И, хотя в отличие от своего предшественника, сей удалой скоростнячок не стал постоянным гостем в сет-листах коллектива, тем не менее, явился одним из самых «радиоформатных» произведений в его каталоге.
Марк здесь оттягивается по полной, дает настоящего драйва (нечастый случай в истории этой софт-рок-команды). То, какое наслаждение получают парни от исполнения «Писательницы» (впрочем, исходя из контекста, правильнее было бы сказать «журналистки»), красноречиво демонстрирует сопровождающий песню видеоролик.
Песня: Tunnel Of Love
Альбом: Making Movies (1980)
Восхитительная вещь, одна из основных композиторских удач мистера Нопфлера, если вообще не самая главная. Тут нашлось место всему: запоминающееся вступление, внятный мотив, ловкие переходы от крещендо к диминуэндо и обратно, лихой темп, превосходные гитарные пассажи (впрочем, у Марка они иными бывают редко), изумительная фортепианная кода и прочие «вкусности».
Дающая старт третьему альбому Dire Straits, Making Movies, вещь длится восемь с лишним минут, но порой хочется, чтобы она продолжала звучать еще дольше. Классных поп-рок-произведений, которые при этом еще и обладают внушительным хронометражем, если честно, в мире не так уж много.
Песня: Telegraph Road
Альбом: Love Over Gold (1982)
Грандиозное четырнадцатиминутное музыкальное полотно, c которого начинается пластинка Love Over Gold, является одним из блистательных образчиков прогрессивного рока. Эта вещица едва ли относится к тем, которые хочется самозабвенно напевать в душе (уж больно она многослойная), но это и не столь важно.
С первых же тактов слушатель буквально растворяется в прозрачном атмосферном настроении композиции. Любопытная деталь: при внимательном прослушивании можно обнаружить мелодический фрагмент, который Нопфлер впоследствии ловко использовал для написания одного из главных хитов Тины Тернер – Private Dancer. Что ж, у настоящего художника даром ничто не пропадает.
Песня: Money For Nothing
Альбом: Brothers In Arms (1985)
Написанная и спетая Марком Нопфлером и Стингом (хотя, по некоторым сведениям, авторское участие последнего сводится лишь к строчке «I want my MTV») композиция с наиболее успешного альбома Dire Straits дарит нам самый знаменитый рифф во всей дискографии группы, по умолчанию входящий в любой хит-парад лучших гитарных хуков всех времен.
Взлетевший на верхнюю строчку хит-парада США и обосновавшийся в Top 5 национального британского чарта, сей опус, тем не менее, впоследствии доставил Марку немало головной боли. Из-за недвусмысленного кивка в сторону сексуальных меньшинств (та самая фраза про «little fagot») песня по сей день запрещена к трансляции в ряде стран, а кое-где второй куплет просто «вырезается». Впрочем, вещица примечательна (и замечательна) в любом случае не этим.
Песня: Brothers In Arms
Альбом: Brothers In Arms (1985)
Этот проникновенный шедевр, венчающий диск-блокбастер 85-го, Нопфлер не столько даже интонирует, сколько нашептывает. Отчего впечатление от композиции и альбома в целом остается попросту неотразимым. Эффект, который производит данная задумчивая баллада, вполне сопоставим с тем, который оказывает на нас финальный трек с битловского «Сержанта Пеппера», A Day In The Life.
Воистину, лучший финальный аккорд для записи, на которой и без того нет проходных вещей, придумать сложно. Неудивительно, что группе понадобилось еще целых шесть лет для того, чтобы, как минимум, что называется, соответствовать. Кстати, сегодня фраза из этой песни «We are fools to make war…» звучит как нельзя своевременно и актуально.
В одном из интервью Нопфлер признавался, что идея песни пришла ему после слов отца, венгра-коммуниста, убежавшего в конце 30-х от нацистов не в Советский Союз, а в Великобританию. Когда в 1982 году начался конфликт Аргентины и Великобритании за Фолклендские острова, он обронил следующую фразу: «Когда-то мы были с русскими братьями по оружию, а теперь они поддерживают аргентинских фашистов».
Песня: On Every Street
Альбом: On Every Street (1991)
Последний оригинальный студийный релиз Dire Straits едва ли дотягивал до уровня «Братьев по оружию», но уж точно не разочаровал. Марк словно чувствовал, что этим диском закроет славную страницу группы, принесшей ему всемирную славу, после чего пустится в «одиночное плавание».
Возможно, поэтому альбом настолько полистилистичен: от акустических гитарных баллад до напористого харда, от ретро-стилизаций до шутливых приколов. И все равно, одноименная с LP композиция, с ее незабываемым проигрышем (или выигрышем?) на гобое, пожалуй, наиболее выдающееся сочинение здесь и более чем достойный прощальный поклон.
Композиция: Going Home (тема из фильма The Local Hero)
Альбом: Private Investigations: The Best Of Dire Straits & Mark Knopfler (2005)
К Нопфлеру частенько обращались режиссеры с предложениями написать музыку к своим картинам. Среди прочих, Марк является автором саундтреков к лентам The Princess Bride, Metroland, Last Exit To Brooklyn, Wag the Dog. Однако наивысшим достижением артиста в области кинематографии, пожалуй, является данная запоминающаяся тема, написанная для саксофона и прозвучавшая в фильме The Local Hero.
Музыкант взял за доброе правило включать «Провинциального героя» в концертные программы, еще будучи главным впередсмотрящим Dire Straits (как правило, в конце выступлений), да и по сей день ласкает зрительский слух данной безотказной «неокельтской» мелодией.
Песня: Poor Boy Blues
Альбом: Neck And Neck (1990)
Задорный кантри-рок-боевичок открывает одну из ранних работ Нопфлера, записанных в отрыве от Dire Straits. В данном случае Марк прибегнул к помощи одного из своих кумиров юности – неподражаемого Чета Эткинса, работавшего еще с самим Элвисом на некоторых ранних фонограммах Короля.
Бравурная гитарная перекличка двух мастеров не может не восхищать и умилять одновременно. «Блюз молодого бедолаги» – одна из главных жемчужин Марка сольного периода.
Песня: What It Is
Альбом: Sailing To Philadelphia (2000)
Слушая эту запись, открывающую, возможно, наиболее удачную пластинку Марка Нопфлера, выпущенную под собственным именем, порой начинаешь чесать в затылке, задаваясь вопросом: «А на кой черт ты распустил Dire Straits, если, по сути, продолжаешь играть (в прямом и переносном смыслах) по прежним правилам?»
И в самом деле, What It Is – это самый что ни на есть классический Straits: те же фирменные гитарные лики, тот же узнаваемый, подчеркнуто минималистичный, слегка отстраненный вокал, во многом предсказуемая последовательность аккордов, да и в целом – та же базовая атмосфера. Ответ на данный вопрос знает только сам Марк, хотя вряд ли мы нуждаемся в пояснениях.
Фотография: www.societyofrock.com.