Новости

Загадочное искусство: «Герника» Пабло Пикассо

03.11.2021

На первой выставке «Гернику» встретили непониманием. Ее даже называли одной из самых неудачных работ художника. Он неоднократно подчеркивал аполитичную позицию. Однако не обошел вниманием бомбардировку города в Стране Басков, которая практически уничтожила Гернику.

История создания

Пабло Пикассо написал «Гернику» в мае 1937 года по заказу правительства Второй Испанской Республики для Всемирной выставки в Париже. Она посвящена бомбардировке города во время гражданской войны в Испании между республиканцами и националистами, которых поддерживали фашистские режимы Германии и Италии. В результате войны республику ликвидировали, в стране установилась военная диктатура во главе с Франсиско Франко. 
26 апреля 1937 года «Легион Кондор», подразделение люфтваффе, совершил налет на культурный и исторический центр Страны Басков — Гернику. В городе, где проживали почти 4 тысячи человек, располагались два завода по производству орудия и бомб. В нем также находились солдаты республиканской армии. Немецкие самолеты сбросили на него десятки бомб, спровоцировав сильный пожар. Считается, что во время бомбежки погибли от 150 до 300 человек. Еще 600 раненых скончались в больницах. Эта история послужила толчком к созданию полотна. Пикассо никогда не бывал в Гернике, но новость о ее разрушении сразила его. На работу по созданию огромного полотна (7,8×3,5 м) ушло около месяца. 

Первая реакция

Зрители и критики не оценили картину, выставленную впервые в Париже. Одни специалисты отказывали ей в художественности и обвиняли в пропаганде. Другие видели в ней только трагедию басков, а один журнал «Гернику» назвал ужасной работой, возможно, худшей из всех картин Пикассо. Однако некоторые сочли ее ярким антивоенным высказыванием.

Интерпретации

Считается, что картина, выполненная в черных, серых и белых красках, изображает насилие, страдание и смерть. В ней перемешиваются горящие здания, люди, животные: бык, лошадь, женщина с мертвым ребенком, расчлененный солдат и другие люди. 
Особые споры вызывает изображение бычьей головы. Бык смотрит на происходящее безразлично, в его взгляде нет ни страха, ни сочувствия. Некоторые видят в этом персонаже олицетворение фашизма или всеобщего зла. Другие считают, что бык символизирует неведение. Есть мнение, что бык, традиционно символизирующий корриду, изображает Испанию, отвернувшуюся от событий в Гернике. 
Картина вселяет страх. Однако в ней есть и надежда, которую символизирует зажженная лампа. Как-то Пикассо сказал, что свет на картине и есть мир, к которому стремится живое существо.
Фото: Пабло Пикассо — Музей Прадо, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=376403
Источник