07.09.2021
Об этом «Культуре» рассказали в пресс-службе организации.
В Комитете РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям прошло заседание совместно с Ассоциацией галерей (АГА). Участники оценили потенциал развития российского арт-рынка и те барьеры, которые сегодня существуют на рынке. Художники и галеристы вместе с экспертами предложили ряд системных решений для улучшения ситуации в отрасли.
Открывая заседание, председатель комитета Андрей Кричевский отметил, что рынок искусства остается одной из серых зон для экономики и государства, однако появились реальные возможности переломить ситуацию: «Новые технологии позволяют сделать арт-рынок прозрачным и тем самым повысить его инвестиционную привлекательность. Но кроме этого, необходимо дать конкретные предложения по преодолению существующих инфраструктурных и законодательных барьеров».
«В рамках Ассоциации галерей, которая была создана в 2020 году, нам впервые удалось системно обсудить серьезные проблемы, которые требуют решения как внутри сообщества, так и во взаимодействии с государством: это проблема идентификации и оценки произведений искусства, необходимость в упрощении механизма музейных закупок и процедуры таможенного оформления ввоза и вывоза работ современного искусства, поддержка художников путем предоставления им мастерских на некоммерческой основе и многие другие. Мы готовы активно прорабатывать пути решения проблем совместно с экспертами на площадке РСПП», — отметила основатель ЦСИ «Винзавод», член правления Ассоциации галерей (АГА) Софья Троценко в первом выступлении.
Главные проблемы профессиональному сообществу известны. Художники не находят денег для своих проектов и творческих экспериментов, поддержка государства в самых насущных вопросах практически отсутствует, продажи работ на специализированных ярмарках и экспонирование крайне затруднены из-за сложной и дорогой процедуры таможенного оформления, также затруднено и пополнение коллекций музеев работами современных авторов. В итоге системные условия для развития отрасли отсутствуют и, как результат, отсутствует и должное внимание российских и зарубежных инвесторов и коллекционеров к сфере изобразительного искусства: объем российского рынка в общемировом не превышает 1%.
Президент Творческого союза художников России Константин Худяков напомнил, что современные художники преимущественно энтузиасты — у них явный недостаток и мастерских, и возможностей выставиться или продать работу. По его словам, в стране сейчас порядка 15 000 художников, а в региональных отделениях у членов Союза осталось всего 250 мастерских. Дефицит в большинстве регионов и с выставочными площадями с элементарным оборудованием. Раньше заботу о необходимой инфраструктуре брали на себя органы власти. Сейчас, по мнению Андрея Кричевского, это могло бы стать предметом государственно-частного партнерства. Стимулировать такое партнерство могли бы налоговые льготы для арт-кластеров, где художники смогут получить мастерские и резиденции, отметила Софья Троценко.
Другая коренная проблема, которая волнует всех участников рынка — художников, галеристов, покупателей и даже представителей налоговых и таможенных органов, — идентификация произведений. «Обычно задача маркировки стоит при перемещении произведений на выставки. По этому поводу было множество обсуждений, но единого стандарта так и не появилось. По большому счету, каждый музей решает проблему своими силами. Мы делаем это обычными оптическими методами: реставрационной съемкой и макросъемкой», — рассказал заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по цифровому развитию Владимир Определёнов.
Определёнов отметил, что пока ни один IT-интегратор не вложился в разработку реестра предметов искусства, к которому можно подключить ФТС, Интерпол и любые другие компетентные ведомства. По мнению заместителя председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Сергея Матвеева, реестр и технологии идентификации могут создать сами участники рынка, а потом предложить их для государственных органов в качестве устоявшегося стандарта.
Взаимодействие с зарубежными участниками арт-рынка усложняет таможенное законодательство. «При поездке на ярмарку галереи вывозят объекты в режиме временного вывоза. При таком режиме весь груз должен вернуться в страну. Даже если галерея что-то продаст на ярмарке, она не сможет сразу отдать работу клиенту. Работу нужно будет вернуть в Россию, а потом вывезти обратно как экспорт. При этом галерея покрывает все расходы на передвижение груза. Зеркальным образом таможенные правила работают, когда зарубежная галерея приезжает к нам на ярмарку, например на Cosmoscow.
Что с этим можно сделать? В Европе точно так же работают режимы постоянного и временного ввоза и вывоза. Но согласно их законодательству любой участник ВЭД имеет право заявить режим временного ввоза на весь груз и после продажи поменять статус временного ввоза на импорт при совершении сделки купли-продажи. Соответственно, на заявленный объект уплачиваются все налоги режима импорта. В России закон тоже предусматривает такую возможность, однако она не практикуется ввиду сложности бюрократии и нуждается в проработке и упрощении», — отметила управляющий партнер компании «Файнартвэй» Диана Моцонашвили.
Трудности есть не только с временным ввозом и вывозом. В соответствии с недавно принятыми законодательными изменениями в Россию можно беспошлинно ввозить культурные ценности, но на таможне до сих пор возникают проблемы с применением норм новых законов. «Наконец-то работы таких современных художников, как Урс Фишер, Дэмиен Хёрст, и даже куда менее известных могут быть признаны культурной ценностью для ввоза без уплаты налогов. Однако известны случаи, когда таможенные офицеры не давали ввозить их бесплатно, потому что, по их мнению, новая норма противоречит, например, договору ЕАЭС», — рассказала Моцонашвили.
Главным барьером для появления новых участников в индустрии эксперты назвали недоверие к арт-рынку. Вопросы «правил игры» Ассоциация галерей предлагает решать путем введения стандартов работы ключевых субъектов рынка, которые уже сформулированы в «Кодексе этики АГА», а также путем развития института репутации. Так, основательница галереи a-s-t-r-a Алина Крюкова отметила, что поведение игроков арт-рынка во многом остается этическим вопросом. «Коллекционеры, особенно молодые, не понимают, какая галерея профессиональная, а какая нет, какой художник входит в престижные рейтинги, а какой нет, — то есть всего, из чего складывается цена. Мы спрашиваем, как сделать, чтобы арт-рынок летал. Летать он будет, только если в нем будут деньги. А деньги будут, если коллекционеры, галеристы и художники будут чувствовать себя безопасно. Для этого нужно сделать прозрачным каждый этап взаимодействия игроков на рынке», — уверена галеристка.
К проблеме оценки произведений примыкает вопрос интеллектуальной собственности в искусстве, отметила заместитель председателя правления Федерации креативных индустрий Вероника Пономарева-Коржевская: «Система защиты интеллектуальной собственности художника и объективной оценки его произведений может быть реализована с помощью новых технологий. Художники не привыкли защищать свои авторские права. Рынок маленький, повторные продажи — редкость. Тем не менее, пока мы не научимся соблюдать эти права точно так же, как мы соблюдаем их в киноиндустрии и музыкальной индустрии, мы не сможем добиться устойчивого развития рынка».
Она добавила, что в этой связи вызывает недоумение негативное отношение некоторых галерей к организации УПРАВИС, помогающей художникам зарабатывать на праве следования: «Есть международная практика, есть российский закон, и мы должны соблюдать его, вместе работая на повышение культуры соблюдения авторского права в изобразительном искусстве».
В будущем, когда будет решен вопрос оцифровки и каталогизации произведений современного искусства, интеллектуальные права на работы было бы разумно фиксировать в децентрализованном цифровом реестре. Подобная инфраструктура, во-первых, позволила был легко идентифицировать произведения, заключать с ними сделки, отчислять деньги художникам по праву следования, а во-вторых, аккумулировала бы в обезличенном виде «большие данные» о цене таких сделок, то есть реальной стоимости работ.
В сфере музейных закупок эксперты выделили две необходимые меры для возможности стратегического и регулярного формирования музейных фондов. Директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал, что важной задачей в этой области является создание независимой экспертной комиссии по музейным закупкам. Функции этого совета, составленного из нескольких человек, представителей художественного сообщества, которые специализируются на современном искусстве, заключаются в том, чтобы давать профессиональное заключение о произведениях и в соответствии с этим рекомендовать их к закупке либо нет. Это позволит создать наиболее эффективные условия и предпосылки для работы с формированием фондов. Второй не менее важный вопрос — это создание системы регулярного финансирования закупок, на основе которой музей будет иметь право самостоятельно приобретать произведения, предварительно одобренные и утвержденные закупочной комиссией.
В заседании приняли участие президент Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров, основатель и генеральный директор компании «Экспо-Парк» Василий Бычков, галерист, владелец галереи InArt, основатель рейтингового агентства InArt Ксения Подойницына, генеральный директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря Дмитрий Сергеев, вице-президент Российского комитета Международного совета музеев ICOM Сергей Богатырев, арт-директор музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева, директор музейного центра «Площадь Мира» (г. Красноярск), член Совета по культуре и искусству при президенте России Мария Букова, основатель и директор АНО «Коллегия экспертов по культурным ценностям» Наталья Морозова, юрист Cosmoscow Георгий Пилия, искусствовед, куратор выставок, член правления МСХ, член авторского совета УПРАВИС Петр Баранов.
Предложения, сформулированные по итогам заседания, будут переданы в правительство РФ для рассмотрения.