Литература

Гостем будешь: в Москве стартовала Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

03.12.2021

Отныне знаковое книжное событие будет проходить дважды в год

Почти тринадцать тысяч квадратных метров «Гостиного двора» оккупировали 315 издательств из восемнадцати стран мира. Всего за пять дней ярмарки (2–6 декабря) запланировано четыреста мероприятий на девяти дискуссионных площадках. Участниками станут более ста писателей, переводчиков, иллюстраторов, ученых.

Главная новость, объявленная на пресс-конференции по случаю открытия 23-й по счету ярмарки non/fiction: начиная с 2022-го мероприятие будет проходить два раза в год. Следующая ярмарка запланирована на 21–24 апреля будущего года. «Успешное проведение ярмарки в марте подтолкнуло нас — с согласия экспертного совета — пойти на эксперимент и объявить ярмарку весной, — сказал Василий Бычков, основатель non/fiction. — Мы исходим из того, что ярмарка — это структурообразующий для рынка элемент. Важным моментом для всех участников является объем продаж. По нашим данным, объем оборота ярмарки составляет 120–150 миллионов рублей за пять дней, это кратно окупает участие в мероприятии».

Бычков также пообещал немного изменить формат мероприятия, что позволит вернуться к принципам Московского международного открытого книжного фестиваля, проходившего во дворе ЦДХ и считавшегося одним из самых интересных книжных мероприятий Москвы. Планируются концерты, кинопоказы и выставки — наподобие той, что проходила в рамках фестиваля в 2009 году: куратор Андрей Ерофеев тогда собрал работы с текстами, например произведения классика московского концептуализма и его «главного романтика» Виктора Пивоварова. Основные участники ярмарки, по словам Василия Бычкова, уже дали согласие на участие в весенней non/fiction, в том числе иностранные.

Кстати, в этом году ярмарка тоже идет дважды — правда, вынужденно. В 2020-м из-за локдауна non/fiction, обычно проходившую в декабре, отменили и назначили на март 2021-го. Так что мартовская ярмарка «отдувалась» за прошлый год. Нынешнее мероприятие тоже было под угрозой — организаторы опасались, что введенные мэром в начале ноября ограничения продлятся. Только 10 ноября было принято окончательное решение о проведении ярмарки non/fiction № 23.

На нынешней ярмарке посетителей по традиции встречает стенд Альянса независимых издателей и книгораспространителей, объединившего 45 малых издательств со всей страны. Причем не только московских и петербургских, как раньше, но и региональных — от Владивостока до Екатеринбурга. А специальным гостем non/fiction уже не в первый раз стала Германия. На стенде, организованном Франкфуртской ярмаркой, показывают немецкие книжные новинки. Кроме всего прочего, в рамках немецкой программы пройдет концерт, на котором исполнят произведения Бетховена — к 250-летию со дня рождения композитора. Правда, юбилей отмечался в декабре прошлого года, но ярмарка тогда стала жертвой пандемии и отпраздновать не смогла.

Самым веселым мероприятием на ярмарке станет «Кубок кикиморы» — третий чемпионат по громкому чтению имени Д.А. Пригова. «Громкое чтение» надо понимать буквально — децибелы будут измерять специальными приборами. Кубок получит тот, кто громче и артистичнее прочтет любое приговское восьмистишие. Название состязания отсылает к «крику кикиморы» — истошному воплю, когда-то отчаянно испускаемому самим Дмитрием Александровичем. К этому имени-отчеству теперь можно добавить слово «незабвенный».

Среди книжных новинок — дебютный роман Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», отсылающий к фильму, но не пересказывающий его (издательство Individuum). Взглянуть на Библию с точки зрения науки предлагает издательство «Альпина нон-фикшн». «Библия. Как все было на самом деле» Андрея Десницкого соотносит описанное в священной книге с сугубо научными данными. Бог в помощь автору, а также археология, лингвистика, палеоботаника и антропология. В книге «Новому человеку — новая смерть?» Анна Соколова прослеживает трансформацию похоронного обряда в раннесоветскую эпоху (издательство «НЛО»). Воинствующий атеизм, десакрализация смерти, отказ от традиционных форм захоронения — автор изучает сферу, которую непростительно долго не исследовали. Издательство Университета Дмитрия Пожарского представляет труд Уильяма Макнилла «Эпидемии и народы». В свое время американский исследователь разработал подход, в рамках которого изучал мировую историю сквозь призму эпидемий — как они влияли на экономику, демографию, психологию и искусство (вспомнить хотя бы бесчисленные изображения апокалипсиса, появившиеся в средневековых храмах во время царствования «Черной смерти»). Сферу сакрального исследует книга Агостино Паравичини Бальяни «Тело папы», выпущенная в рамках проекта «Страдающее Средневековье» (издательство «Времена-АСТ»). Рассказ о телесной оболочке понтифика, священной при жизни и бренной после смерти, перерастает в разговор о глобальном — о природе власти, славе и забвении, соотношении божественного и земного в одном отдельно взятом человеке, и не только в нем. Феномен власти изучает и Ирина Руцинская в книге «Иконография Сталина» (издательство «БуксМАрт»). Через образ генералиссимуса в советском искусстве 30–50-х годов автор рассматривает рождение мифа о вожде, сакрализацию лидера и последующую десталинизацию. В общем, все то же заветное тело — святое, пока живое, и тленное после смерти.

Фотографии: Сергей Карпухин / ТАСС

Источник