01.11.2021
В кинотеатре «Октябрь» в последний день перед локдауном прошла премьера документального проекта «Россия-Одиссея». Наш корреспондент посмотрел этот восьмисерийный фильм.
Они такие молодые — авторы проекта — первая мысль, которая приходит в голову на премьере документального фильма «Россия-Одиссея». Собственно говоря, премьера прошла в сети еще в начале октября, но сейчас он вышел на большие экраны. Первый такой экран, который оккупировали создатели этого сериала, оказался главным экраном страны в кинотеатре «Октябрь».
Все попытки документального кино прорваться на эти самые большие экраны до сих пор были малоуспешны. В этом есть своя сермяжная правда. Зритель ходит в кино, чтобы развлечься, расслабиться и получить социально необходимый пакет эмоций, в котором: а) можно посмотреть на другую жизнь, хотя бы внешне отличную от нашей; б) добро обязательно победит зло, желательно самыми драматическими способами. Но документальное кино не предполагает ни а), ни б). Жизнь там показывают конкретно нашу, ту самую, в которой, как мы все знаем, добро почти никогда не побеждает никакого зла. Нормальный, уставший после работы зритель рассуждает вполне логично: зачем мне видеть то, что хочется развидеть? И тут ним спорить трудно. И, тем не менее, для проекта «Россия-Одиссея» хочется сделать исключение.
Восемь молодых кинематографистов-документалистов остались в рамках жанра – они действительно показывают нашу сермяжную российскую повседневность. Но в этом молодом и свежем взгляде есть нечто такое, что по-настоящему завораживает. Главный из этих завораживающих компонентов – бесстрашие.
Один из фильмов серии называется загадочно – «7.59». Режиссер Никита Белорусов решил показать, что происходит в России в одну минуту – 7.59 утра по Москве. Сам он в этот момент едет в заспанном и переполненном московском метро. А между тем в это же самое время в роддоме им. Баумана делают кесарево сечение, на Сахалине уже без минуты 16 часов дня и там вовсю разворачивается мероприятие по закладке капсулы времени, а под Екатеринбургом парашютист-экстремал прыгает с крыши. Белорусов охватил более 20 локаций по всей территории России от Калининграда до Камчатки. Это портрет страны, снятый без ретуши, без постановочных кадров, исключительно с натуры. Исполнительный продюсер фильма Сергей Целиков на премьере признался, что когда он осознал, что ему придется делать, он несколько испугался. В его задачу входило снять парочку стратегических объектов, получить разрешение на съемки в роддоме и много чего еще. Усмехаясь в усы, он запланировал 45 съемочных дней, будучи свято уверенным, что съемки растянутся на полгода. Когда в итоге план пришлось увеличить всего на пару дней, он понял, что это победа. Серия небольших эпизодов из жизни колоссальной по масштабам страны, создает эффект живого разнообразия и какой-то неожиданно потрясающей в своей простоте и обыденности реальности. Этот фильм заканчивает серию из восьми фильмов, но с него хочется начать.
Генеральный продюсер проекта Максим Добромыслов, впрочем, решил по-другому и был по-своему прав: серия открывается фильмом «Трек» о двукратном чемпионе паралимпиады велогонщике Михаиле Асташове. Режиссер фильма Анастасия Воротникова уже снимала два короткометражных фильма о спортсменах и хотела уйти от этой темы. Но прочитанный в издании «Такие дела» репортаж о судьбе Михаила Асташова оказалась сильнее ее планов. Сразу было понятно, что этого парня надо снимать. Ну, просто потому что стыдно жаловаться на жизнь, имея руки и ноги в целости.
В фильме Ольги Добромысловой «Волонтеры» показана работа волонтерского поисково-спасательного отряда «СпасРезерв». Один из героев фильма рассказывает, почему пошел в волонтеры. Его маленькая дочь больна, чтобы собрать деньги для лечения, ему пришлось обращаться к людям с просьбой о помощи. Нужную сумму собрали, но у отца осталось неприятное чувство невыплаченного долга. В итоге он пошел в волонтеры, чтобы отдать моральный долг людям. Это простая история, но она до предела, до слез человечна.
Фильм «Создавая Россию» (режиссер Кирилл Верхозин) назван так не метафорически, а вполне буквально. Два современных художника муж и жена Черепановы, работают в онлайн-картах. Они едут на велосипедах из Екатеринбурга в Нижний Тагил, по пути делая съемку и выкладывая ее в сеть. Так на карте появляются видео-портреты старинных уральских деревень и трассы Екатеринбург-Нижний Тагил. Кстати, по дороге на ночевках у костра художники читают «Одиссею» Гомера, бурно обсуждая перипетии странствий трехтысячелетней давности. Эта небольшая деталь расширяет хронотоп фильма до общечеловеческих, всемирных масштабов. Вот так, на разных транспортных средствах люди ходили и будут ходить по миру всегда. В поисках то ли родины, то ли красоты, то ли мудрости – не так уже важно. Дорога это есть истина.
Хроника борьбы с огнем в Якутии рассказана в фильме Григория Вахрушева «На пути огня». Все этим летом читали трагические новости из Якутии, но никто не понимал, что это такое – в диком лесу среди буреломов и сплошной дымовой завесы останавливать идущий стеной огонь. После этого фильма все становится на свои места, и жизнь в Москве уже не кажется такой страшной.
Самым технически неожиданным фильмом серии стал стоп-моушен режиссера Алексея Евстигнеева «Симфония». Иллюзия непрерывного движения, начинающегося с крупного плана посеревших от времени досок старых изб и ведущего через узоры наличников и барочных карнизов к выхинским многоэтажкам и гаражам, сопровождается по-разному решенным музыкальным сопровождением. Это архитектурно-музыкальная история России от древности до наших дней. Очевидно, этот фильм, довольно статичный, но тем не менее в высшей степени интересный, обойдет не один международный фестиваль.
У молодых режиссеров получилась в итоге очень эффектная и по-своему захватывающая работа, которая неизбежно захватит и зрителя. Последнему все-таки стоит обратить внимание на современное российское документальное кино и наконец поверить в том, что наша обычная жизнь часто тоже похожа на приключение. А еще чаще – на пронзительно точную метафору.
Когда москвичи едут на работу, в Калининграде еще 6 утра и ночные клубы заканчивают рабочую ночь. Девушка-стриптизерша уходит с подиума, где она в эротичном серебряном платье всю ночь танцевала у шеста. В клубной подсобке она устало снимает черные сапоги на огромном каблуке. Под сапогами обнаруживаются милые домашние носочки с котиками. Эти носочки с котиками, пожалуй, могут претендовать на что-то вроде символа современной России. Да, это страна колоссальных по мощи заводов и армий, да, это страна огромных масштабов и расстояний. Но если снять эти величественные сапоги на каблуках, под ними всегда найдутся старенькие домашние носочки с котиками. И это хорошо!