Театр

Директор Театра кукол им. С.В. Образцова Елена Булукова: «В некоторых случаях куклы даже более точны и выразительны, чем живые актеры»

Ксения ПОЗДНЯКОВА Наталья МАЛАХОВА

24.12.2024

Как идти в ногу со временем, что побудило Театр кукол им. Образцова стать заказчиком на конкурсе дизайн-решений «Фабрика дизайна 3.0» Агентства креативных индустрий и Союза дизайнеров России и куда отправляются куклы, когда спектакль снимают с репертуара, рассказывает директор театра Елена Булукова.

— Елена, расскажите, как меняется облик и содержание театра с годами?

— Фасад нашего здания всегда был узнаваем благодаря нашим часам, а вот официальное название театра на нем появилось недавно. Постоянные посетители отмечают, как сильно изменился интерьер театра. Буфет сегодня выглядит современно, в нем стало больше посадочных мест. У нас появились две дополнительные площадки: уличная сцена, на которой 20 декабря стартовала новогодняя программа, елки для детей, и клуб, в котором играются спектакли малых форм. Говоря о содержании, мы, конечно, тоже не стоим на месте. В последние годы изменилась даже целевая аудитория: увеличилось количество вечерних спектаклей и приток взрослых зрителей.

— Вы превратили ремонт часов в настоящий перформанс: перед спектаклями детей встречают персонажи, которые раньше были видны только на фасаде. Каждой зверушке соответствует свой месяц. Чья это идея?

— Фронтонные часы сняли на ремонт, но время Образцова не останавливается. Чтобы перезапустить творческую энергию времени, команда театра придумала кампанию «Новое время театра Образцова». В течение сезона театр рассказывает о легендах, историях, связанных с часами. Куклы из часов — хранители каждого часа — остались со зрителями и стали ближе к ним. Их можно встретить в театре, на сайте, в соцсетях. Каждый месяц новый часовой принимает эстафету и рассказывает истории — о себе, о часах, о театре, о Сергее Образцове. Идея и реализация проекта — работа всей команды. Интермедии с участием зверей из часов — это способ не дать детям забыть, что происходит в театре, подарить впечатление, которое останется с ними на всю жизнь. Я считаю, в этом проекте наши специалисты талантливо поработали и с костюмами, и с образами животных. Мы не просто скопировали персонажей из часов — они узнаваемы, — но в их нарядах, поведении появились новые элементы, продиктованные временем. Под каждого подробно прописана история: кто этот зверь, какой у него характер, что он мог бы делать, о чем бы мог рассказать.

— У вас есть театральные мастерские, где вы производите собственную креативную продукцию: чего стоит одна надпись на футболке «Время не любит, когда его убивают». Для чего вы решили привлечь к сотрудничеству сторонних специалистов и прийти на конкурс «Фабрика дизайна 3.0» в роли заказчиков?

— Мы внимательно наблюдаем за тем, что креативного и прогрессивного происходит в культурной жизни страны, какие конкурсы проводятся, какие предлагаются гранты. Мы не могли пройти мимо «Фабрики дизайна 3.0» и с удовольствием присоединились к проекту, дав его участникам задание показать образ современного театра таким, каким они его видят.

— Почему вы выбрали именно два конкретных направления — создание игрушек и предметов для школьников с образами театра?

— Это очень актуально. Любой продукт мы создаем, думая о нашей постоянной и о новой целевой аудитории. Малышам всегда хочется унести что-то на память о театре, и, конечно, их больше всего интересуют игрушки. Также нам захотелось поисследовать, что интересного мы можем предложить подросткам. С этим заданием мы и обратились к участникам «Фабрики дизайна». Большинство из них — молодые люди, еще не до конца оторванные от подросткового возраста, лучше понимающие настроения современных подростков. Мы дали им попробовать предложить то, мимо чего они и сами бы не прошли.

— У вас состоялась премьера — спектакль «Муха-Цокотуха». Расскажете о нем подробнее.

— К каждому спектаклю у нас особый подход. Под каждый индивидуально разрабатываются оформление, программки, афиши. «Муха-Цокотуха» — яркая, атмосферная история в стиле джаза. Это наш партнерский проект с «Союзмультфильмом», но мы отошли от классических образов персонажей. Комар у нас, например, не военный офицер, а свободный художник. Муха-Цокотуха — джазовая дива. Кузнечик — блогер. Мы стараемся идти в ногу со временем и представлять персонажей в современном прочтении. В постановке играет Большой джазовый оркестр под управлением Петра Востокова — один из лучших на сегодняшний день в стране. А то, что происходит на сцене, интересно и детям, и их родителям, потому что в спектакле прекрасный джаз Александра Цфасмана в отличном исполнении, красивые и яркие куклы.

— Как куклы попадают в ваш музей? Есть ли там современные экспонаты или только исторические?

— Музей был создан еще Сергеем Владимировичем Образцовым. Коллектив театра много гастролировал и из каждой поездки старался привезти какие-то интересные экспонаты для музея, поэтому в нем есть куклы в разных стилях из разных стран. Сегодня они представляют историческую ценность. Некоторые экспонаты включены в Госкаталог. Потом коллекция пополнялась куклами нашего театра. Пространство и самого музея, и хранилища ограничено, поэтому в экспозицию попадают только лучшие экземпляры. Говорить о судьбе кукол, которые отслужили свой срок в спектаклях, списаны и подлежат утилизации, для меня — больная тема. В них вложено столько тепла рук, фантазии, любви — каждая кукла уникальна, создана художником для конкретного спектакля. Поэтому мы уже второй год подряд передаем наши куклы в регионы с правом использовать их в тех спектаклях, которые шли у нас, либо поставить свои спектакли, но с использованием кукол без изменений. Так они продолжают радовать маленьких зрителей, но уже в других городах.

— Один из самых известных спектаклей в вашем репертуаре — «Я  Сергей Образцов» с Евгением Цыгановым. Благодаря ему большая часть публики поняла, что театр кукол — необязательно детский. Насколько трудно доказать людям, что куклы — это не всегда про детей?

— Я думаю, мы доказали это еще не всем. Но тем не менее такая работа — одно из очень важных направлений нашей деятельности. Донести до зрителя понимание, что куклы — это не всегда только детские спектакли, а еще и взрослые, для всей семьи, когда все поколения могут собраться в одном зале. Вечерние спектакли шли в театре еще во времена Сергея Владимировича Образцова. Он работал в жанре, сочетающем сатиру, фельетон — на злобу дня. Эти постановки были очень остроумными, например, «Необыкновенный концерт» или «Божественная комедия» идут по сей день.

— Вы активно участвуете в коллаборациях с другими театрами. Расскажите о них подробнее.

— Для нас это, в первую очередь, расширение зрительской аудитории — зрителям коллаборации в театре интересны. Во-вторых, это интересно и самим актерам. Для них это вызов, повышение профессиональных навыков, новые компетенции. Первые коллаборации у нас сложились с «Современником» и с Большим театром. В «Современнике» идет спектакль «Сашашишин», который поставил Игорь Иванович Сукачев. В нем образцовцы не только водят кукол, но и танцуют, участвуют во всех массовых сценах. В Большом театре наши актеры участвуют в опере «Сын мандарина. Соловей» режиссера Алексея Борисовича Франдетти, Художник постановки Виктор Антонов — главный художник нашего театра. Сейчас с Московским академическим музыкальным театром имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко готовится премьера балетов Стравинского «Петрушка» и «Жар-птица». Я думаю, что куклы сегодня в тренде. Многие драматические театры, театры оперы и балета оценили, что в некоторых случаях куклы даже более точны и выразительны, чем живые актеры, и активно интегрируют их в свои спектакли, чему мы очень рады.

Фотография предоставлена пресс-службой Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова. На анонсе фотография: Денис Гришкин / АГН Москва.

Источник