Театр

Великое в Малом: театр, в котором чтут традиции

Андрей САМОХИН

26.10.2024

Двести лет назад, 14 (26) октября 1824 года, впервые на собственной сцене малого (именно так, с маленькой буквы, он в ту пору писался), в здании бывшего особняка купца Василия Варгина (дом на тогда еще Петровской площади был перестроен архитектором Осипом Бове) состоялась премьера. Забавно, что первая постановка была хореографической. Ее «Московские ведомости» анонсировали так: «Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник… будет дан на новом малом театре… для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н. Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление — балет».

Легкие развлекательные «пиески» с танцами еще довольно долго составляли репертуар Малого. Когда по соседству открылся Большой, многие артисты выступали поочередно на двух сценах. Для этого между театрами существовал подземный переход. Москвичи потом еще долго говорили: «Сегодня малый играет в большом».

В 1756-м, через год после основания Московского университета, императрица Елизавета Петровна издала указ: «Повелели Мы нынче учредить Русский для представлений комедий и трагедий театр». И хотя имелся в виду предшественник знаменитой петербургской Александринки (придворный театр с привлечением ярославского самородка Федора Волкова), повеление государыни с огромным энтузиазмом восприняли и в Москве. В Университете появилась собственная труппа из студентов, ставшая с 1757 года носить гордое имя «Вольный русский театр». Руководил им драматург, поэт, видный масон Михаил Херасков. С тех пор менялись названия, руководители и антрепренеры, распадался и возрождался в новых условиях и зданиях театральный коллектив, лучших московских артистов периодически забирали в имперскую столицу.

Специализация артистов, разделение их на «музыкальных» (оперных и балетных) и драматических произошли гораздо раньше, однако известное взаимопроникновение прекратилось не сразу. Малый театр еще долго отличался от привычного нам храма искусства. Затянувшееся прощание с французским классицизмом Корнеля, Расина и Мольера (включая русские подражания) дополнилось в 1820-е порождениями эпохи сентиментализма — «слезными комедиями», предвестницами жанра мелодрамы. Вместе с комическими операми (предшественницами водевиля) они, постепенно вытесняя классицизм, готовили почву для русских драматических произведений. За высокопарными Сумароковым и Княжниным пришел трагик Озеров. Коцебу и Дюма-отца медленно, но верно теснили Николай Полевой, Нестор Кукольник и князь Александр Шаховской. С репертуаром менялась и актерская игра, приближаясь постепенно к образцам «русской школы».

Мелодрамы, водевили, оперы-буфф все чаще чередовались с серьезными пьесами Шекспира и Шиллера. Еще при жизни Пушкина в Малом поставили спектакли по трем его поэмам: «Руслану и Людмиле» (1825), «Бахчисарайскому фонтану» (1827) и «Цыганам» (1832). В 1831-м состоялась историческая премьера, во многом определившая путь театра, ставшая его визитной карточкой, — была впервые полностью (ранее цензура разрешала лишь отдельные сцены) показана комедия Александра Грибоедова «Горе от ума». Играли в ней среди прочих два великих московских актера. Михаил Щепкин исполнил роль Фамусова, Павел Мочалов — Чацкого.

С расчетом на того же Щепкина Иван Тургенев написал две свои ранние пьесы «Холостяк» и «Нахлебник». По стечению обстоятельств премьеры первой с участием этого артиста состоялись в Александринке и Большом, а вторую запретила цензура. В 1855-м настоящий фурор вызвал первый показ в Малом театре комедии Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Автор работал с актерами в перерыве между арестами по подозрению в убийстве любовницы Луизы Симон-Деманш.

Другой наш классик Иван Гончаров ему писал: «Только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».

Порой театр заходил на «законную территорию» соседа, Большого. Так, по желанию Чайковского именно в Малом состоялась в 1879 году премьера оперы «Евгений Онегин». Творческие удачи нередко были связаны с именами великих артистов. К примеру, драматический спектакль «Орлеанская дева» по Шиллеру с Марией Ермоловой в главной роли после премьеры 1884-го не сходил со сцены 18 лет! Причем на какое-то время его пришлось перенести на сцену Большого, поскольку Малый не вмещал всех, кто желал посмотреть постановку.

Конкуренция двух этих сцен с их школами продолжалась все начало ХХ века. Например, в Малом не приняли драматургию Чехова (за исключением нескольких водевилей), главным домом для нее стал Московский художественный. Интересно, что после революции оба театра назвали «академическими», хотя Малый, в отличие от МХАТа, чиновники Наркомпроса собирались было закрыть как «устаревший». Свою ненависть к буржуазно-помещичьему искусству засвидетельствовали на заре советской власти красногвардейцы, которые в октябре 1917-го, ворвавшись в здание на Театральной, искололи штыками портрет Михаила Щепкина работы Ильи Репина.

Так Государственный академический Малый театр остался хранителем традиций русского драматического искусства. Здесь бережно относятся к литературным первоисточникам, не пытаются ради преходящей моды или скандала извращать, «модернизировать» классику, знают цену каждому звучащему со сцены слову.

После войны Малым руководили Пров Садовский (младший), Константин Зубов, Михаил Царев, Евгений Симонов, Борис Равенских. Народный артист СССР Юрий Соломин, назначенный художественным руководителем в 1988-м, находился в этой должности дольше всех — до своей смерти в январе этого года. Сегодня ясно, что Юрий Мефодьевич в годы безудержного «экспериментаторства» спас Малый от постмодернистских извращений и коммерческого бешенства. В ту пору для многих худруков руководством к действию стала формула одного из театральных «передовиков» девяностых: «Театр — это не храм искусства, а фабрика развлечений». Дошло до того, что в какой-то момент Малый в столице стал едва ли не единственным из «больших» театров, куда можно было пойти, не опасаясь нарваться на манифестацию пошлости, глумления, похабщины, где зритель слышал все еще не исковерканное русское слово.

В этих стенах берут начало два больших фестиваля: всероссийский — «Островский в Доме Островского» и международный, призванный на время объединить на одной сцене множество национальных театров (форум так и называется — Международный фестиваль национальных театров). Труппа Малого, ежегодно пополняемая выпускниками ВТУ имени М.С. Щепкина, — одна из самых крепких и дружных. Ее артисты редко появляются в сериалах и телевизионных шоу, не мелькают в скандальных «светских хрониках». Зато мастерски и проникновенно играют на сцене, в полной мере оправдывая чисто русское определение — «служить в театре».

Источник