18.09.2024
Премьера «Далеко-далеко на Востоке» продолжает этническую тему постановок, открывающих перед детьми и взрослыми не просто экзотические сюжеты, а целые миры. Спектакль рожден неистощимой фантазией Терезы Дуровой, создателя и бессменного руководителя «Театриума» на Серпуховке.
Пьесу о Ходже Насреддине специально для спектакля написал постоянный автор театра Артем Абрамов, изучив богатейший литературный материал. Никому не известно, жил ли на самом деле Ходжа — этот дерзкий и веселый плут, или он — фольклорный герой, талантливый и парадоксальный. Придуманные небылицы так противоречиво представляют этого трикстера Востока, словно рассказывают о разных персонажах. Кто он — глупец или мудрец, хитрец или простак, человек чести или авантюрист? Ходжа Насреддин — герой тысяч анекдотов и поучительных притч — русскому читателю известен по дилогии («Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц») советского писателя Леонида Соловьева, в которой протагонист — неунывающий жизнелюб и остроумный шельмец.
Артем Абрамов рассказывает историю о бездомном одиноком бродяге, который попадает со своим верным ишаком в столицу вымышленного Тарханбейского ханства, не мечтая разбогатеть и не планируя никого обманывать. Ходжа сам себя называет «скромным путником». Молодой Султан правит ханством, но это видимость, на самом деле он — марионетка, все государственные дела решает его мать. Обстоятельства закручиваются так, что Ходжа Насреддин становится «учителем жизни» Султана, а он — одной из ключевых фигур в спектакле. Султан обуреваем желанием понять, «как живут люди не во дворце, а там, снаружи», и почувствовать, «как устроена настоящая жизнь». По законам восточной притчи придуманный главный сюжет богат фабульными поворотами (кто не знает, что Восток — дело тонкое!) — встречаясь с корыстолюбцами, прохвостами и негодяями, Ходжа Насреддин им храбро противостоит и, конечно же, побеждает.
Пьеса написана языком выразительным и лапидарным, в ней немало реприз, готовых стать крылатыми фразами: «Молва как бархан — вроде высок, а внутри песок», «Любой закон султана должна одобрить мама», «Пиала хорошего чаю изгоняет любые печали» etc. Время в спектакле течет ласково, вовлекая в свое движение публику. Заводные танцы и экзотическая нега, ароматы восточного базара и знойная дворцовая площадь, остроумные скетчи и ожесточенные драки — складываются в завораживающее действие.
Находчивый спорщик Ходжа Насреддин Руфата Акчурина передает гамму настроений: от неунывающего веселья до печального пророчества, от неуемного азарта до усталой грусти. Его верный ишак в исполнении Геннадия Краковского, чье лицо скрыто за маской, удивительно выразителен: то печалится, понуро наклонив голову, то послушно замирает над раскрытой книгой, то вовремя появляется и ровно в тот миг, когда хозяину требуется помощь.
Уроки от Насреддина помогли статному красавцу Султану Георгия Шабанова встретить любовь, найти суженую, ею стала ловкая, грациозная Гюльшат (хороша в этой роли Гюльмарьям Смирнова), дочь вечно суетящегося чайханщика Бориса Рывкина — актер невероятно обаятелен, достаточно вспомнить его почти детские реакции в комической сценке с тремя тюбетейками.
Зажиточный Касым (Даниила Исламов), считающий Гюльшат своей собственностью, — воплощение зла. На борьбу с его бандитской шайкой отчаянно бросаются Насреддин и его друзья — сцена их боя решена в формате рапида и производит сильное эмоциональное впечатление, как и все нетривиально придуманные эпизоды дуэтных поединков и массовых потасовок. Радости, боль и страдания простого народа, с которыми Султан встретился за воротами дворца, перевернули его сознание и сделали человеком волевым и справедливым — на то есть надежда, и правителем не номинальным, а настоящим, о чем его хитроватая Мать (Дарья Лукьянченко) догадалась молниеносно. Актриса с редким обаянием проводит роль и с лукавой иронией исполняет песню «Мама все устроит». Она и действительно устраивает — приводит сыну невест и организовывает модное дефиле красоток. Актерский ансамбль играет празднично и ярко. Акыны (Сергей Батов, Павел Повалихин, Андрей Ермохин), Чиновник (Павел Мальцев), Министр (Сергей Дик) легко идут по грани подчеркнуто нарочитой красочности и простой манеры разговоров.
Сценический Восток — сказочный, условный, но такой узнаваемый — соткан из искренних личных высказываний каждого мастера авторской команды. Убранство сцены создала художник-постановщик Мария Рыбасова, и в ее пышных красках и роскошных коврах, в интерьерах чайханы и зала во дворце — не только знание традиций, культуры, народных промыслов стран Востока, но и страстная влюбленность в ориентальную красоту. Изящной вышивкой и сияющими каменьями расшиты женские платья и мужские халаты из шелка, парчи, бархата — костюмы, напоминающие оперение райских птиц, — результат мастерства и вдохновения Виктории Севрюковой.
Выразительны танцы, сочиненные хореографом Артуром Ощепковым, — поют руки, склоняется корпус, пальцы выводят мелодии. Музыка Сергея Кондратьева тоже написана специально для спектакля — чувственные и страстные мелодии, сопровождающие действие, не менее страстно исполняет театральный оркестр, ведомый темпераментным дирижером Ильей Мовчаном. На авансцене, справа от зрителей, на неведомых нам аутентичных этнических инструментах играет Кирилл Россолимо — его тамбур и дойра поют и плачут, словно воскрешая события давно минувших лет.
Спектакль начинается странствием, странствием и завершается. Бескрайняя пустыня окутана тьмой, и бредет по выжженной земле Ходжа Насреддин со своим нелепым четвероногим другом — усталый путник, совсем не бунтарь и не хитрец, и от чистого сердца напутствует: «Живи по чести и иди своей дорогой!». Кстати, мусульманское имя Насреддин переводится с арабского как «победа веры». Счастливые фантазеры собрались в «Театриуме» на Серпуховке — ставят хорошие спектакли, придумывают новое и не уклоняются от традиционного, радуют детей и родителей, дарят красивые сказки, ставят вечные вопросы.
Фото: Алексей Еремин/предоставлены Театром Терезы Дуровой
Источник