16.09.2024
Победой якутского киноэпоса «Легенда вечных снегов» завершился Казанский международный кинофестиваль «Алтын Минбар», где за шесть дней был представлен 141 фильм из 40 стран. «Культура» оценила художественный и просветительский потенциал одного из самых масштабных российских кинофорумов.
Имя звучное
Международный кинофестиваль состоялся в столице Татарстана в двадцатый раз. Впервые в его названии не было слова «мусульманский», и это правильное решение организаторов. Ранее название, ориентированное на религиозную традицию, влекло за собой целую серию вопросов. Например, должен ли такой форум состоять исключительно из фильмов, сделанных мусульманами? Либо фильмов, сделанных в мусульманских странах? Либо фильмов, рассказывающих о мусульманской культуре? Либо он должен проходить в мусульманской стране или в мусульманском регионе, каким является Татарстан?
Теперь подобных проблем нет. На сайте фестиваля однозначно сказано: «В программу отбираются фильмы, призывающие к добру, миру и справедливости вне зависимости от вероисповедания автора». Девиз, объединяющий кинематографистов, остался прежним: «Через диалог культур — к культуре диалога». А название тем не менее (кстати, не новое: первые три года жизни фестиваль именовался именно так) мусульманские корни подразумевает. Алтын переводится как «золотой», минбар — кафедра проповедника в мечети.
— «Алтын Минбар» — имя звучное. Мы согласовали его с президентом фестиваля, председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином. Что касается регламента и концепции фестиваля — призыва языком кино к миру и сотрудничеству всех национальностей и вероисповеданий — они остаются неизменными, — пояснила журналистам исполнительный директор форума Миляуша Айтуганова.
Неизменным остался и крепкий профессиональный уровень представленных на форуме фильмов, и его приверженность к традиционным ценностям — семье, истории рода, духовной связи поколений. Всеми этими достоинствами отмечена «Легенда вечных снегов» Алексея Романова (Россия, Якутия), которой жюри под началом режиссера из Турции Метина Гюная присудило Гран-при.
Идею фильма по мотивам повести Николая Заболоцкого «Мааппа» худрук национальной кинокомпании «Сахафильм» пронес через всю жизнь. Одноименный короткометражный фильм был его дипломной работой во ВГИКе. «Легенду…» можно считать ее полнометражной версией.
По жанру картина о поисках единственной, на всю жизнь, любви — увлекательный микст киноэпоса, мистической драмы и дорожной истории, той, что принято называть роуд-муви. По материалу — миф, предание.
В беседе с «Культурой» режиссер вспомнил слова своего вгиковского мастера, легендарного Сергея Герасимова. Тот всегда говорил, что надо снимать на материале, который хорошо знаешь и сам пережил. Если основываться на истории, фольклоре, мифологии, традиции, тогда и картины будут хорошие.
Картина, снятая в бескрайних снежных просторах, действительно хороша. Держит в напряжении от первого до последнего кадра, и это гарантия удачной прокатной судьбы. Кроме того, ее можно считать хорошим примером содружества опыта и молодости. Съемочная группа якутского мэтра была целиком молодежной.
— Сначала я переживал, смогут ли они меня понять, но мы быстро нашли общий язык, стали единомышленниками. Нам повезло — удалось застать и отснять полярное сияние, хотя и трудностей хватало. В тот год выпало огромное количество снега, почти на два метра засыпало. Кони буксовали. Приходилось сначала прокладывать путь снегоходами, потом заметать, а потом уже выпускать упряжки, — рассказал «Культуре» Алексей Романов.
Имеет ценность
Лучшим документальным фильмом стала кинолента «20 лет спустя» Мусы Туре (Сенегал). В прошлом году сенегальский режиссер был председателем жюри и сообщил автору этих строк, что приезд в Казань и встреча здесь с метисами, у которых в роду были африканцы подарила ему идею игрового кино. Сейчас, по его словам, он по-прежнему ее увлечен, хотя на этот фестиваль привез свой очередной документальный фильм — полный пронзительных подробностей рассказ о встрече матери и дочери, на 20 лет разлученных войной в Заире.
Из этого сюжета могла бы получиться масштабная игровая драма, но Муса Туре посчитал, что строгая документалистика в данном случае — лучший способ подачи непростой темы.
— Я хотел рассказать историю. Если она есть, непринципиально в каком формате работать — игровом или документальном. Рад, что коллеги оценили мой выбор, но, возможно, еще больше меня порадовала реакция зрителей. Семья, преемственность поколений — важнейшие для меня вещи, и я убедился, что для ваших соотечественников они имеют ту же ценность, — поделился режиссер с «Культурой».
Призы за лучшую режиссуру и сценарий достались режиссеру и сценаристу Салавату Юзееву, автору ленты «Гора влюбленных» (Россия, Татарстан). Бюджет картины, осуществленной при поддержке Минкультуры России, превышает 50 млн рублей, на сегодняшний день это самый дорогостоящий фильм, снятый в республике. События, о которых в нем идет речь, вымышленные. Гора — настоящая, находится неподалеку от села Ямады в Янаульском районе Башкортостана.
Сюжет скрепляют две истории. Первая — времен Великой Отечественной, вторая — начала 2000-х. Объединяют их общие герои и гора — символ любви и верности. Динамика приемов зрительского кино удачно оттеняются длинными планами и неспешными сценами с минимумом реплик. Пространные размышления о важности рода, корнях, идентичности, чем в большинстве своем грешат татарские ленты, в фильме отсутствуют, и тем не менее все эти сущностные вещи прочно укладываются в сознание.
От древности до наших дней
В ключевой фестивальной номинации «Национальный конкурс» победила художественно-документальная лента «Монисто» Гульназ Галимуллиной (Россия, Башкортастан).
— Монисто — название нагрудных украшений. Через фильм я хотела показать, что такое украшение есть у многих народов: у татар, чувашей, тувинцев, и за каждой монетой стоит большая история, — рассказала режиссер, представляя фильм.
Картина получилась красивой (каждое из показанных украшений — произведение искусства) и поучительной. Монисто в ней стало своеобразным путеводителем по эпохам и традициям — от древности до наших дней.
Ленты, рассказывающие о жизни, обычаях, верованиях больших и малых народов, считаются визитной карточкой казанского фестиваля. Большинство из девяноста фильмов внеконкурсной программы были именно об этом. Среди множества крепких работ отмечу отличную этническую документальную подборку, в которой за несколько часов удалось подробно познакомиться с оружейным искусством черкесов («Черкесы. Путь чести» — Россия, Адыгея), изучить технику африканского ткачества («Ткацкий станок» — Алжир), вникнуть в детали празднования прихода весны («Навруз» — Азербайджан, Иран), удивиться производительности древних орудий производства («Ветряные мельницы» — Иран).
Для желающих оценить своеобразие национальных кинематографий были организованы Дни национального кино — малайзийского, индийского, казахского и Королевства Саудовской Аравии, а также — к саммиту стран БРИКС, который открывается в Казани 24 сентября, — программа фильмов из этих государств. Столица Татарстана, где взаимодействие культур ощущается на каждом шагу, оказалась хорошим местом для таких кинодемонстраций.
Событием форума стала учрежденная в этом году специальная программа «Война и мир: новые территории», объединившая десять короткометражных фильмов о вернувшихся под российское крыло регионах. В дальнейшем по мере поступления новых работ ее планируется расширить.
И, конечно, нельзя не упомянуть самую массовую программу фестиваля «Всей семьей — в кино». Семейные картины производства России, Ирана, Таджикистана, Кыргызстана показывали на открытых площадках Казанского Кремля и на берегу озера Кабан. Всем просмотрам сопутствовал аншлаг — лучшее доказательство того, что «Алтын Минбар» идет верной дорогой.
Фото: предоставлены пресс-службой кинофестиваля «Алтын минбар»