05.08.2021
Материал опубликован в № 4 печатной версии газеты «Культура» от 29 апреля 2021 года в рамках темы номера «Культурное наследие: новый ресурс для развития России». Зачем российские кинематографисты выбирают для съемок новые регионы и почему это так важно для тех, кто в них живет?
Когда режиссер Дэвид Лин и продюсер Карло Понти думали над созданием фильма «Доктор Живаго» в середине 1960-х годов, цифровые технологии еще не были изобретены. Поэтому воссоздать Россию времен Гражданской войны без натуры они не могли. Снимать в СССР им тогда не разрешили. Пришлось выстраивать фрагмент Москвы в пригороде Мадрида Канильехас.
Они построили две улицы длиной почти шестьсот метров и даже реплику Красной площади с Кремлем и собором Василия Блаженного. Зимние сцены снимались в Финляндии. В итоге фильм оказался одним из самых успешных в истории студии MGM, немногим уступая ее главному хиту — «Унесенным ветром».
При этом фильм поднял целую волну русофилии во всем мире. Огромные потоки туристов, вдохновленные фильмом «Доктор Живаго», стремились попасть в Советский Союз в семидесятые годы и много позже. Они хотели оказаться в тех местах, где протекало действие фильма, не подозревая, что все увиденное на экране — всего лишь декорации.
Этот пример показывает, какую роль играет кинематограф в популяризации того или иного места. Став доминирующим средством создания визуального искусства, кино не только открывает миру новые места, но и своими методами поэтизирует это пространство — создает его новую образную и смысловую оболочку.
Выбор места съемок в кинематографе обусловлен в первую очередь тем, что все, что попадает в кадр, должно работать на режиссерский замысел, а в конечном итоге создавать для зрителя реальность происходящего на экране.
Конечно, почти всегда самый предпочтительный вариант для кинематографистов — съемки в павильоне. И все же без натурных съемок — под открытым небом, на фоне реальных пейзажей, городского ландшафта или культурных объектов — кинематографистам не обойтись.
По сути, первым, кто монетизировал интерес к месту съемок, стал предприимчивый до мозга костей Уолт Дисней. Он понял, что люди хотят сами оказаться в тех местах, где происходит действие его мультфильмов, и, если этого места нет в реальности, его необходимо создать. Так появился Диснейленд — пространство, где человек оказывается полностью погружен в огромный анимационный фильм. Только в 2019 году парки принесли The Walt Disney Company вместе с продажами лицензионных товаров 26 млрд долларов. Это больше, чем доход от проката всех фильмов и телеканалов, принадлежащих компании.
Основной эффект, который регион получает от того, что на его территории снимался тот или иной фильм, — это продвижение его визуального образа. Скажем, экономический эффект для Северной Ирландии от съемок сериала «Игры престолов» — там воссоздавалась часть вымышленного Джорджем Мартином континента Вестерос — превысил 60 млн долларов. Доходы Новой Зеландии от наплыва туристов, вызванного успехом трилогии «Властелин колец», которая снималась в этой стране, в 2016 году оценили в 130 млн долларов.
При этом любой кинопроект помещает территорию, где он снимается, в новый исторический контекст. События, которые зритель видит в фильме, воспринимаются им как реальные, и места, в которых они происходили, получают для него глубокую эмоциональную окраску. Иными словами, его мотив — вновь пережить эти эмоции, но уже в другом регистре — не как сторонний наблюдатель, а как человек, сопричастный событиям. Отсюда возникает, например, столь жгучее желание приехать в Лас-Вегас, поэтизированный бесчисленными фильмами. Или прикоснуться к руинам Детройта, воспетым гением Джима Джармуша в фильме «Выживут только любовники».
В России такой способ переоткрытия страны массово начал практиковаться сравнительно недавно, но уже принес значимые плоды. Конечно, поиск натуры для съемок был распространенной практикой в годы советского кино. Например, в Пермском крае искали и находили натуру еще советские кинематографисты: по реке Чусовой и Каме путешествовали герои фильма «Волга-Волга», а пермские леса были местом действия фильма «Девчата». Тем не менее новый виток интереса кинематографистов к Пермскому краю произошел в 2011 году, когда здесь был снят фильм «Географ глобус пропил» по роману Алексея Иванова.
В любой другой локации эту картину снять было бы намного сложнее, настолько сюжет связан с местом действия, по ходу которого герои фильма совершают сплав по реке Усьве. Для съемок была даже создана турфирма «Зеленый ветер». Позже «Зеленый ветер» организовал тур по местам съемок. И как свидетельствует владелец фирмы Евгений Пугин, тур пользуется большим успехом.
С этого момента Пермский край стал пользоваться особым вниманием у отечественных кинематографистов. Важную роль в этом сыграл писатель Алексей Иванов, который родился в Пермском крае и сделал его местом действия большинства своих произведений. Еще до съемок «Географа…» он выступил в качестве автора и продюсера документального фильма «Хребет России», для съемок которого пригласил Леонида Парфенова, — вместе они рассказали историю Урала и, самое главное, показали местные достопримечательности.
На сегодняшний день Алексей Иванов продал права на экранизацию всех своих произведений. На экраны уже вышел сериал «Тобол», который частично снимался в Тобольске. Готовится к выходу сериал «Сердце Пармы» по одноименному роману, который снимался, как и «Географ…», в Пермском крае. В этом романе Иванов создал целый миф о древней Пермской цивилизации.
Но кинематографисты приезжают снимать в Пермский край не только фильмы по романам Алексея Иванова. Здесь, например, проходили съемки фильма «Время первых». Здесь компания Good Story Media снимала сериал «Территория». Наконец, здесь уже в 2020 году проводились натурные съемки фильма «Одна», рассказывающие об экстремальном приземлении Ларисы Савицкой: самолет, в котором она летела, столкнулся на высоте десять тысяч метров с другим самолетом, и она оказалась единственной, кому удалось выжить в этой катастрофе.
Реальные события, легшие в основу этого фильма, происходили в Амурской области: Ларисе Савицкой пришлось несколько суток блуждать по местным лесам, прежде чем ее обнаружила служба спасения. В процессе подготовки съемок оказалось, что амурские леса вырублены и нужно искать другое место. В итоге самым подходящим оказался Пермский край. Помимо того, что местные леса похожи на амурские, съемочную группу фильма «Одна» привлекла возможность сотрудничества с Евгением Пугиным, у которого к тому времени уже был опыт работы в одиннадцати кинопрокатах, начиная с «Географа…».
Еще одна подобная кинематографическая история разворачивается в Якутии. До недавних времен местные пейзажи не попадали в объектив кинокамер. Игнорирование столичными кинематографистами и якутских пейзажей, и якутских сюжетов спровоцировало необычный эффект: местные жители сами стали снимать про себя кино, прокатывать его в местных кинотеатрах и даже окупать за счет местного проката их производство.
— Для нас основная задача — сохранение своей культуры и собственного языка, — рассказывает «Культуре» один из самых успешных якутских режиссеров Дмитрий Давыдов. — Нам важно снимать фильмы на своем языке, чтобы язык развивался. Зрителям интересно смотреть фильмы на своем языке, видеть свой быт.
Кинематографическая инициатива получает поддержку от местного министерства культуры. Якутские бизнесмены создали специальный фонд для поддержки кинематографа. Опыт этот удивителен еще и тем, что якутским кинематографистам за очень короткий срок удалось выйти за пределы якутского проката и заинтересовать своими фильмами как российского зрителя, так и зарубежного. Наивысшим фестивальным достижением якутского кинематографа является «Золотой Георгий», полученный режиссером Эдуардом Новиковым на Московском международном кинофестивале в 2018 году, а также победа на «Кинотавре» в 2020 году фильма Дмитрия Давыдова «Пугало» и актрисы Валентины Романовой-Чыскыырай, исполнившей в нем главную женскую роль.
Якутские кинематографисты последовательно осваивают международные кинофестивали, планируют однажды оказаться в программе самого престижного из них — Каннского. Можно не сомневаться, что их фильмы уже усиливают поток туристов в регион, несмотря на суровый климат и отдаленность. Ведь, как показывает опыт Териберки, где Андрей Звягинцев снял своего «Левиафана», суровый климат, как и отдаленность, не останавливают туристов в желании лично оказаться на месте съемок фильма, создавшего средствами искусства новую глубину и смысл.
На фото: съемки фильма «Тобол». На фото на анонсе — съемки фильма «Время первых».