23.07.2021
Начиная с 16 июля и на неделю центр бурной экранной жизни переместился на волжско-окские просторы.
Столица Приволжья, она же Столица Закатов, он же Карман России встречает свое 800-летие ударным трудом по благоустройству: набережные окапываются, здания подновляются, свежеуложеная плитка "гуляет" под ногами зазевавшихся пешеходов. Центр утопает в мини-транспарантах с причудливыми вариациями юбилейной цифры "800". Вровень с ними по двухкилометровому променаду Большой Покровской улицы мелькают озорные прозвища заведений, типа «Пьяный чайница». Монументальный, заложивший нога за ногу Добролюбов присматривает за прыткой бронзовой козой, до блеска отполированной любителями фотосессий (еще одна любимая горожанами скульптура). За ней же искоса наблюдает отдыхающий на лавочке Евстигнеев с блистающим, также усердно натертым поклонниками носом, а близ народного артиста — превыше всех чудес — возносится изящный фасад Нижегородского драмтеатра украшенный киноафишей «Горький fest», фестиваля, стремящегося перерасти и объять весь Нижний, а заодно и область.
Центральными событиями стали кинопоказы в громадном плавильно-сборочном цеху промышленного гиганта «Красное Сормово», у конвейеров «Горьковского автозавода» и шахтах Пешеланского гипсодобывающего предприятия под Арзамасом. Выбор локаций неслучаен и красноречив: организаторы смотра показывают картины в местах, где проводились съемки, превращая свой fest в машину времени, а Нижний — в точку реновации важнейшего из искусств. Благодаря смычке местных властей и организаторов кино здесь буквально прорастает сквозь стены — в самых живописных закоулках расцветают графические инсталляции мастеров стрит-арта, съезжающихся в город со всех уголков страны. Нижегородский министр культуры Олег Беркович не скрывает гордости:
— Как партнеры фестиваля мы участвовали в создании городского киномаршрута, украшенного десятком работ выдающихся художников. Здесь снималось много легендарных фильмов — это и удостоенная приза каннского жюри панфиловская «Мать», михалковские «Утомленные солнцем», суровая «Жизнь Клима Самгина» Виктора Титова, любимые балабановские «Жмурки» и народный хит Алексея Нужного «Я худею». Этот проект своевременен, поскольку с первого января у нас заработала кинокомиссия, появилась система рибейтов… Уверен, сюда потянутся киношники, ведь наша область служит воплощением всей глубинной России — природной, культурной, самобытной. На одном пятачке тут помещаются дворцы и заросшие бурьяном избушки, заводы-гиганты и тихие провинциальные пейзажи. Частью городской среды стал и фестиваль уличного искусства «Место», собравший в этом году более сорока художников, превративших Нижний в столицу стрит-арта. У нас много полнометражных работ величиной с пятиэтажный дом — от классических портретов Максима Горького до эффектных инсталляций, познакомиться с которыми можно на портале стритартнн.рф, — сказал чиновник "Культуре".
Соперничество мастеров и украшающих городскую среду фестивалей — свежий тренд, который активно развивает «Горький fest». Главный принцип «редко, да метко» зафиксировал стреляющий револьвер Виктора Забуги на трансформаторной будке стадиона «Водник», у тех самых трибун, где балабановский «жмурик» Баклажан доказывал подельникам, что он — не эфиоп, а русский.
Иной, пафосный 3D-объем дарит масштабное полотно Сергея Аске с винтажным седаном из сериала Юрия Быкова «Метод», припарковавшимся на автостоянке в начале Почаинского оврага. Напротив суда, где ратовал за восьмичасовой рабочий день горьковский активист Павел Власов, прямо на мостовой художник, скрывающийся под псевдонимом Синий Карандаш, стройным модерновым кеглем выдал фразу: «Да здравствует 6-ти часовой рабочий день!». Еще остроумнее и звонче надпись Владимира Абиха у основания разрушенной подпорной стены против Учебного театра в начале Большой Покровской. Там написано: «[Голос за кадром]». Что буквально воплощает крылатое выражение «руины говорят».
Лица кинозвезд, счастливых избранников Мельпомены, ежевечерне появляются на открытых городских киноплощадках. На несколько дней украшением Нижневолжской набережной стал показ на гигантском экране премьеры альманаха из шести работ выпускников недельной киношколы. Ее провели столичные педагоги за неделю до официального открытия фестиваля. Покорят нижегородцев и новеллы, снятые победителями сценарного питчинга, — считает программный директор смотра, кинокритик Никита Карцев:
— Согласно сюжету лауреата конкурса секретарь мэра, безответно влюбленная в юного шефа, дошла до отчаяния и обратилась к гадалке за приворотным зельем. Опоенный управленец должен потерять голову от первого же названного имени. Увы, вместо имени влюбленной девушки он слышит название города — Нижний Новгород. Так мэр пал жертвой гиперболизированной страсти: он бросился собственноручно закапывать ямы, ремонтировать дороги, украшать улицы… А секретарша встала перед непростым выбором: дать руководителю антидот или оставить как есть, пожертвовав своей любовью во имя всеобщего блага… Наверняка трехчастный альманах «Влюбиться в Нижний» украсит следующий «Горький fest». На добрую память Приволжью останется и мемориальная доска, увековечивающая память выпускника Нижегородского университета Алексея Октябриновича Балабанова, — рассказал он "Культуре".
— Нам всем хочется большего, — признался журналистам президент фестиваля, народный артист России Михаил Пореченков, — привозить больше кино, привозить театры, артистов. Сейчас мы живем в режиме максимальной загрузки, все отдаем, чтобы приблизить нас к российскому кино, и видим, как по-новому заполняются залы. Мы уже не просто смотрим фильмы, а понимаем: с нами общаются, это дорогого стоит, о нас говорят, нас знают и замечают — люди поворачиваются лицом к новому российскому кинематографу.
Итоги конкурсной программы жюри подведет вечером в пятницу, 23 июля. "Культура" напишет о них дополнительно.
Фото: пресс-служба фестиваля/ Геннадий Авраменко.