Выставки

Длятся в вечности: выставка о доме, храме и саде открылась в Суздале

Светлана НАБОРЩИКОВА, Суздаль

21.03.2024

Экспозицией «Видимое-невидимое», посвященной образу христианства, творческое Мира-сообщество начало серию событий, приуроченных к 1000-летию Суздаля. «Культура», побывав на вернисаже и поговорив с его участниками, убедилась, что подготовка к юбилею идет полным ходом.

Выставка открылась в Мира-центре, что на Кремлевской улице, рядом с Суздальским кремлем. Когда-то в историческом здании XIX века были торговые ряды, затем знаменитый своей медовухой ресторан «Погребок», а сейчас образовался культурный оазис с концертным залом, читальной зоной, звукозаписывающей студией и выставочным пространством под сводами бывших погребов. Кураторы выставки Евгения Казарновская и Ася Аникеева разделили его на условные дом, храм и сад. Именно эти субстанции предложили осмыслить 12 молодым художникам из Суздаля, Калуги, Сергиева Посада, Москвы, Самары, Санкт-Петербурга и Тбилиси. И не только осмыслить, но и поискать связи между видимым и невидимым мирами.

— Эта выставка — попытка соотнести себя с мирозданием, встроиться в наш текучий мир. Стремление, важное для каждого человека, — пояснила «Культуре» директор Мира-центра Евгения Казарновская.

Видимое и невидимое художники исследовали в разнообразных техниках и материалах. Объединила их искренность художественного высказывания, опора на традицию и твердая убежденность в том, что в цифровую эпоху невозможно обойтись без духовного опыта предшествующих поколений.

Максим Дёмин, автор лаконичных композиций «Lignum (с латыни — «дерево)» и «Мати Света» вдохновлялся потемневшими от времени иконными досками и выразительными приемами художественных промыслов Русского Севера.

— Нет такого материала, через который человек силой своего внутреннего рвения не может говорить о Боге, — подчеркивает художник и добавляет, что дерево для него материал особый, средство для восприятия мира горнего и вещественного. И действительно — очертания святых, проступающие на искусно состаренных досках, впечатляют мощью и внутренней силой.

Названия серии эмалей на меди Натальи Маркиной — «Вербное», «Лествица», «Мария на ослице», «Процветший крест». В изображении евангельских сюжетов преобладает глубокий синий — горная лазурь. Через тонкую стеклянную поверхность медь светится изнутри. Поверхность эмали мерцает и гаснет, чутко реагируя на малейшие перепады освещения.

— Синий — цвет ночи, цвет тишины, — размышляет художница. — Ночью совершается тайна Рождества, молитва в Гефсиманском саду. Эмаль на меди закалена огнем, не подвержена воздействию времени. И Рождество, Вознесение, Страсти Христовы тоже длятся в вечности.

Дарья Неретина ищет и находит вечность в обыденных на первый взгляд вещах, обнаруженных на блошиных рынках и в семейных сундуках. Тихо колышутся под потолком ажурные подзоры, когда-то необходимая, а ныне забытая декоративная деталь, украшавшая постель. Их традиционную белизну художница расцветила радужным акварельным узором. Вид тканевых витражей — праздничный, торжественный. Не случайно и название композиции — «Поволока». Так именовалась в старину нарядная шелковая или хлопковая ткань.

— Подзорам больше ста лет, — рассказывает Дарья. — Друг моего отца узнал, что я занимаюсь тканями, и подарил мне наследство своей бабушки. Я пыталась проявить запечатленное в них время, воскресить ушедший образ, подчеркнуть сакральность дома, его защищенность от внешних бурь.

«Мира-шкаф», представленный на выставке Любовью Тепцовой, из той же домашней серии. До начала работы ветхий шкаф был умирающей фактурой. Возрожденный и мерцающий красно-золотым орнаментом (красный — воля человеческая, золотой — воля Божественная), он излучает жизненную энергию. История человека прорастает из истории вещи.

— Будущее невозможно в отрыве от прошлого. Тольĸо опора на традицию и ĸачественная ее интерпретация могут дать живой и аĸтуальный результат. Всё остальное обречено на забвение, — итожит художница.

Хорошо, когда прошлое непосредственно питает своей энергетикой, решили в Мира-сообществе и выстроили арт-резиденцию в Кидекше, старинном селе в десяти минутах на автомобиле от Суздаля. В место для творчества преобразовали деревенский дом, что расположен рядом с церковью Бориса и Глеба. Из окон мастерской шедевр белокаменного зодчества XII века и окружающие его природные красоты видны как на ладони. Часть работ, представленных в экспозиции, созданы там.

Алена Паскина за недельное пребывание в Кидекше завершила композицию «Видение». Воздушная драпировка из льняного полотна с фигурными прорезями удачно оттенила массивные арки выставочного пространства.

— Я использовала технику вышивки на просвет и в просветы видела храм буквально перед глазами. В какой-то момент начался снегопад, и я потеряла нить между видимым и невидимым. Это было похоже на чудесное видение, — делится Алена.

Изображение храма как символа света и духовной опоры посреди пестрого суетного мира стало доминантой двух живописных «Этюдов в Кидекше» Ивана Ключникова. По словам художника, его вдохновили фрески из цикла «Сотворение мира», что находятся в храмовом притворе.

— Захотелось продолжать дни творения и увидеть, как Создатель сотворил это место, храм в Кидекше, и поддерживает его уже почти 900 лет, — рассказал он.

Арт-резиденция и Мира-центр — лишь часть действующих площадок Мира-сообщества. Есть еще выставочная платформа «Ларец», летняя сцена «ГЭС на Нерли», Сельский театр драмы и комедии в Фомихе , резиденция для творческих команд «2,5 комнаты» в Суздале. Везде устраиваются выставки и концерты, ставятся спектакли, проводятся исследования и запускаются просветительские программы. В работу вовлечены друзья, туристы и местные жители. Последним предоставляется 50-процентная скидка на билеты. Для местной молодежи мастер-классы и театральные лаборатории — удовольствие бесплатное.

Инвестирует в многочисленные проекты Мира-сообщества предприниматель и меценат Дмитрий Разумов. Шесть лет назад он приехал в Суздаль и влюбился в этот город.

— Захотелось сделать что- то общественно важное, симпатичное. С одной стороны, заняться реставрацией, сохранить уходящее наследие, а с другой стороны, привнести в город живую ноту, новую энергию. Так образовалось творческое сообщество. Художники, музыканты, режиссеры и просто люди, готовые вложить сюда частичку себя, — поделился Дмитрий с «Культурой». — Фокус взяли на сохранение наследия, много реставрируем, меньше строим с нуля, но делаем это силами молодых российских архитекторов, и в этом тоже присутствует некая социальная миссия.

Взаимодействие с местными властями мецената радует. То, что происходит в Суздале, он называет примером гражданского общества, когда социум и власти друг друга слышат, сотрудничают и что-то хорошее всегда замечается и в ту и в другую сторону.

— Потихоньку интеграция в местную жизнь происходит. Через десять лет оглянемся и посмотрим, чего мы достигли, — планирует он.

Отвечая на вопрос, что для него это занятие, больших дивидендов не приносящее, Дмитрий после минутного раздумья отвечает:

— Радость. Длинной цели у меня не просматривается, но сам процесс очень много значит. Видишь реакцию людей — и это радует, воодушевляет, вдохновляет, дает надежду.

Дмитрий уверен, что меценатство в России, если судить по опыту Суздаля и других небольших городов, развивается нормально, все больше людей приходят к этому.

— Налоговые вычеты? — переспрашивает он. Были бы приятны, но заниматься их лоббированием сил нет. Когда-нибудь государство к этому придет. Творческих дел хватает, не хочется закабалять себя и лишать спонтанности и радости процесса.

Впереди у Мира-сообщества празднование тысячелетия Суздаля. В программе помимо концертов, лекций, кинопоказов, перформансов и театрализованных экскурсий два крупных фестиваля. Во время «Места для души» улицы города на несколько дней станут декорациями, а зрители смогут увидеть окружающее глазами Тонино Гуэрры — итальянского поэта, сценариста и художника, называвшего русский Суздаль своей душой. Партнером Мира-сообщества выступит Владимиро-Суздальский музей-заповедник, в его запасниках хранятся работы, подаренные Тонино и его русской женой Лорой. А если пройтись до Кремля и перейти речку Каменку, можно увидеть красного коня: арт-объект остался на лугу в память о прошлогоднем фестивале.

Театральный форум «1000 лет за 10 дней» пройдет в Суздале впервые. Пять драматургов напишут пьесы о Суздале (известно, что сюжет одной из них связан с космическим путешествием), пять режиссеров поставят их в разных жанрах. Драматурги в городе уже побывали, познакомились с его историей и жителями. В конце марта пройдут первые читки, а спектакли можно будет увидеть с 15 по 25 августа. 

Фотографии предоставлены пресс-службой Мира-центра.

Источник