Театр

Марис великолепный и раскаленная лава: Илзе Лиепа рассказала об отце

Светлана НАБОРЩИКОВА

07.02.2024

На сцене Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко состоялся спектакль «Мой отец Марис Лиепа», посвященный знаменитой артистической династии. Сцена была выбрана не случайно — здесь Марис Лиепа начинал свою карьеру, а само событие приурочили к двойной дате. В марте исполняется 35 лет со дня смерти народного артиста СССР, в ноябре минувшего года юбилей отметила его дочь, народная артистка России Илзе Лиепа.
В афише соответственно оказалось два фотоизображения. На черно-белом — Марис в роли Красса: безупречная осанка, гордый профиль, в крепко сжатом кулаке полководческий жезл. На цветном — Илзе в ярко-алом: тот же профиль и та же выправка. Дочь, выступающая в спектакле в роли рассказчицы, очень похожа на отца. Главы из его автобиографической книги она читала, копируя отцовские интонации, мимику, жесты, а в танцевальных эпизодах и фирменную пластику рук.

Впрочем, танца, деликатно поданного, у Илзе было немного. В спектакле, названном мультижанровым, она в основном занята художественным словом и комментариями мелькающих на экране архивных фото- и кинокадров. Танцевали же ведущие танцовщики главных российских театров. Трудностей в подборе репертуара не было: память Мариса можно почтить практически любым па-де-де: за свою карьеру он перетанцевал почти всех балетных героев.

Прима-балерина театра «Кремлевский балет» Екатерина Первушина и солист МАМТа Артур Мкртчан аккуратно, но без особого энтузиазма исполнили «Весенние воды». Представители ГАБТа Дарья Хохлова и Артемий Беляковой отыграли каждый нюанс в дуэте из «Ромео и Джульетты». Приглашенная солистка МАМТа Ксения Шевцова вопреки неуверенности партнера, премьера того же театра Ивана Михалева, блеснула в па-де-де из «Лебединого озера». Премьер Мариинки Владимир Шкляров с Екатериной Первушиной, вышедшей на замену указанной в программке Елизавете Кокоревой, последовали ее примеру в адажио и коде из «Дон-Кихота». Увенчали экскурс в классику премьеры Большого театра Евгения Образцова и Семен Чудин, с версальским изяществом преподнесшие па-де-де из «Спящей красавицы».

Кульминацией ожидаемо оказались грандиозные дуэты из балетов Юрия Григоровича, которым предшествовал семейный выход. Вместе с Илзе публику и артистов благодарили ее дочь Надя и выступивший режиссером вечера брат Андрис, попросивший молиться за упокой души Мариса и за здравие Маргариты. Вдова Мариса Лиепы больна и в зале отсутствовала. Зато почетное место в партере занял народный артист Советского Союза Михаил Лавровский, посланец золотого века Большого балета, столь блистательно представленного виновником торжества. Исполненные под занавес адажио из «Легенды о любви» (Элеонора Севенард и Денис Родькин) и «Спартака» (Алена Ковалева и Артемий Беляков) как раз призваны были напомнить об этом легендарном времени.

Удовольствие увидеть на экране танцующего Мариса публика имела дважды. Мало, но решение верное. На подобных мероприятие сравнение всегда не в пользу выступающих здесь и сейчас. В прологе показали экспрессивный монолог из фильма «Четвертый» и под занавес, конечно же, фрагмент «Спартака». Марк Лициний Красс, любимый герой Лиепы, двинулся на восторженный зал во главе ликующего войска.

Марис великолепный. Марис удачливый. Марис обожаемый. Таким он предстал в спектакле дочери. Спектакль-панегирик. Спектакль-приношение. Спектакль-восхищение. Другим «датский» вечер быть не может. Но ведь был и другой Марис, тот, что ушел из жизни в 52 года. Тот, что будучи плоть от плоти великой балетной империи, вступил в противоборство с ее создателем. Тот, что писал о себе: «Любой актер может прожить без денег, даже какое-то время — без любви, без друзей. Но не может выжить без новых ролей, без новой работы. Он задохнется». Как итожил один из друзей артиста, Марис просто сгорел — внутри него клокотал вулкан, и, не найдя выхода, раскаленная лава поглотила его самого. Впрочем, это уже другая, не юбилейная тема. Возможно, тема для захватывающего игрового сериала, основанного на подлинных, а не на дутых конфликтах. Кинодеятели, вам слово. Жизнь и судьба Мариса Лиепы достойна высокохудожественного воплощения.

Фотографии: Артур Новосильцев / АГН Москва.

Источник