Театр

Премьера для детей: «Сказка о царе Салтане» в Новосибирском театре оперы и балета

Александр МАТУСЕВИЧ, Новосибирск

05.02.2024

В Новосибирском академическом театре оперы и балета (НОВАТ) представили светлую оперу-сказку двух русских гениев — Пушкина и Римского-Корсакова. Постановка рассчитана в первую очередь на самых юных зрителей и вполне этому соответствует: она уложилась в два часа, получилась яркой и зрелищной.

Пушкину в этом году — 225, Римскому-Корсакову — 180. Каждому в наступившем году будет посвящено немало событий. Оперный театр Новосибирска уже откликнулся, показав на малой сцене «Сказку о царе Салтане». Новый спектакль продолжил линию театра на приобщение к опере юной аудитории — в детско-сказочной афише театра, что прочно прописалась на его камерной площадке, уже есть и классические оперы Цезаря Кюи «Красная шапочка» и «Кот в сапогах», и оперы современных российских авторов — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Виктора Плешака, «Терем-теремок» Ильи Польского, «Необыкновенные приключения Буратино» Андрея Семенова, «Малыш и Карлсон» Антона Гладких, «Стойкий оловянный солдатик» Сергея Баневича, «Морозко» Михаила Красева, «Крибле, Крабле, Бумс!» Бориса Чайковского.

В отличие от этих опер-малюток «Салтан» — опера длинная и достаточно серьезная. В ней есть место и философии: например, такие персонажи, как Старый дед и Скоморох, введенные либреттистом Владимиром Бельским, в причетах и перепалках которых проходит не одна мизансцена классического варианта оперы, сообщают публике не всегда приятные, но мудрые истины, возвышая «Салтана» до уровня онтологических обобщений, при этом и здорово усложняя его восприятие. Маленькому зрителю, особенно впервые пришедшему в оперный театр, приемы былинного сказа объективно трудны для восприятия.

В Новосибирске решили представить адаптированный вариант шедевра: огромную оперу сократили до двух часов звучания, она лишилась некоторых второстепенных, но колоритных персонажей, а связующую роль между картинами стал играть голос рассказчика «за кадром» — поэтические фрагменты пушкинской сказки озвучивает постановщик спектакля, главный режиссер театра Вячеслав Стародубцев. В такой версии опера несколько растеряла философский посыл и лишилась ряда музыкальных красот, но приобрела компактность и динамизм, необходимые для работы с юной аудиторией. Самые яркие музыкальные номера при этом в спектакле остались.

Акцент сместился на сказочность, событийность и зрелищность. Пространство малой сцены — не театральное, поэтому для режиссера и его команды (сценография и костюмы — Тимур Гуляев, свет — Ирина Вторникова, видео — Вадим Дуленко, пластика — Сергей Захарин) меньше пространства и, как следствие, больше трудностей. Близость зрителей, — они от поющих артистов в двух шагах, — повышает требования к качеству актерской игры.

Эти задачи театр решает блистательно. Двухъярусное сценическое пространство (над сценой в зале — протяженный балкон) создает два плана — на авансцене происходят самые важные действия, а наверху — дополнительные, но влияющие на судьбы героев: с балкона подсматривает за девицами царь, там мы видим впервые и Лебедь, спасающуюся от демонического коршуна, превращение князя Гвидона в шмеля, там же выстраиваются в ряды и морские витязи — тридцать три богатыря. Задействовано и пространство зрительного зала — творящая чудеса Лебедь по-балетному пластично «уплывает» в самую гущу публики, оттуда же в зал прибегают скоморохи. А еще как бы в компенсацию недополученной философии постановщик вводит в действие мимического персонажа — мудреца Звездочета: в остроконечной шапке, с роскошными кудрями, в темно-синем плаще со звездами, он то и дело появляется перед авансценой, что-то разглядывает вдали с помощью диковинного прибора, меняет те или иные его настройки, словно корректируя сам ход течения сказки.

Сказочное пространство решено в русском традиционном стиле, главным образом за счет видеопроекций, которые рисуют на белых колоннах зала то теремную резьбу Салтана, то маковки церквей чудесного города Леденца, то разгул морской стихии. Элементов сценографии и реквизита совсем немного, основные — это три огромные прялки (на них действительно в прологе прядут сестры), которые по ходу действа превращаются то в царский трон, то в корабли, бороздящие просторы океана — когда на них натягивают красные паруса с солярным символом посередине. Основной визуальный акцент сделан на костюмы — яркие, праздничные, в народном стиле. Но вершина усилий тут, конечно, костюм главной волшебницы оперы — Царевны-Лебеди: и месяц под косой, и звезда во лбу, все наличествует, а кроме того — роскошные белые крылья, — в сочетании с «лебединой» пластикой получается убедительная аллюзия на известное полотно Врубеля. Забавный мохнатый шмель (им на гибкой тросточке управляет один из скоморохов) летает по всему пространству сцены, результат его проказ виден сразу — у сестер и Бабарихи поочередно раздувает ужаленные части лица (они незаметно надевают силиконовые накладки), что сильно веселит пришедших в зал малышей.

Но как бы ни был адаптирован «Салтан», как бы ни был упрощен и оживлен, все же это большая русская опера, это Римский-Корсаков — мастер оркестра и выразительного вокала: все это нужно спеть и сыграть достойно. В Новосибирске — крепкая, мастеровитая труппа, на нее любая опера ложится гармонично, а исполнение отличается достойным или даже высоким качеством. То же касается и оркестра, и хора театра. Так было и на этот раз: маэстро Евгений Волынский находит верный баланс между музыкой и вокалом, всеми компонентами, чутко поддерживает артистов, дает им проявить себя выигрышно.

Уже в прологе трио недоброжелательных сплетниц (Бабариха и будущие Ткачиха с Поварихой) демонстрируют свежие и яркие, выразительные голоса, в которых — богатство не только звука, но и, что особенно ценно, интонаций: Галина Кузнецова, Елизавета Целикова и Ольга Колобова радуют действенным, игровым вокалом. Не разочаровали и прочие — как протагонисты, так и исполнители партий поскромнее: Никита Мухин (Салтан), Юлия Шагдурова (Милитриса), Константин Захаров (Гвидон), Дарья Шувалова (Лебедь), Андрей Триллер (Гонец), Максим Головачев (один из корабельщиков). Пение всех без исключения показало крепкую вокальную форму и стремление создавать вокальные образы, через звук транслировать характеры персонажей, а значит, делать их запоминающимися.

Фотографии предоставлены Новосибирским академическим театром оперы и балета.

Источник