01.02.2024
На экранах — фантастический триллер «Иллюзия превосходства» Спенсера Брауна, спекулирующий на проблеме искусственного интеллекта, зажигающего в амплуа «чужой в доме». Впрочем, наивность этой лубочной поделки умышленна.
Эби (Джорджина Кэмпбелл) и Пол (Марк Роули) переезжают из лондонского гнездышка в современный стеклянный коттедж, подаренный компанией, создающей домашних андроидов. В гараже пара обнаруживает упакованного в черный ящик как раз такого «Технически интегрированного слугу» — рабочую модель, над усовершенствованием которой трудится Эби. Робот (Эймон Фэррен) немедля принимается за дела — подключается ко всем цифровым системам «умного дома» и блогам хозяев, досконально выясняет их предпочтения и принимается радовать безукоризненной стряпней да уборкой.
Однако вскоре выясняется, что Technically Integrated Manservant, или T.I.M. (таков оригинальный заголовок ленты. — «Культура»), способен оказывать и ментальные услуги. Дело в том, что молодые люди пытаются построить «идеальные отношения», основанные на доверии, подорванном недавним адюльтером раскаивающегося Пола. Эби продолжает подозревать суженного в намерении сходить налево. Тем паче, что тот, оставшись без работы, коротает время дома, как ей кажется, заглядываясь на общительную соседку.
И тут пора отметить первую несуразность: схематизм образов и их «отношений». Эби и Пол составляют межэтнический гендерный конструкт с продуманными социальными девиациями. Она — высокооплачиваемая ученая мулатка-шоколадка, он — закомплексованный белый лузер с шевелюрой от экспериментального барбершопа. Химии между «голубками» нет и в помине. Область совместных интересов ограничивается вопросами карьеры, беспочвенными подозрениями и отношениями к навязчивым услугам «друга дома». По сути, это — куклы, деревянно изображающие перед электронной куклой совместную «жизнь» с предсказуемыми последствиями.
Данная коллизия представляет новую главу в истории хоррора. Вначале был гротеск; на наши деньги — слэшер. Это когда парни натужно хвастают надутой как прыщ мускулатурой и обезьяньими выкрутасами, лучшие подруги оказываются нудно хихикающими стервами, а неподалеку шастает маньяк. Эмоции выкипают, зрительское раздражение нарастает. Омерзение к невесть что возомнившим о себе пародиям на гомосапиенсов раскаляет атмосферу, дабы через голову опознавшей себя публики на сцену вырвался ее адский протагонист — ангел истребления антропоморфной нечисти. На «горячее» подается свежеразделанное мясо, а на десерт — ассорти изуродованных трупов. В сухом остатке заклятие «Фредди придет за тобой!» представляется единственным исходом из дурного сна, искупительной и даже желанной жертвой. Однако в один прекрасный день этот шаблон стал немоден. В подсознание масскульта стал внедряться иной ужас, до поры считавшийся устаревшим и маргинальным: дом-ловушка. Угодивший в него хозяин-протагонист делается исчадием древнего как мир зла и законной добычей преисподней.
В T.I.M. прописываются обе фабулы, но — вот и вторая несуразность — ни одна не работает! Дом производит отнюдь не зловещее, а стерильное впечатление; так же и его обитатели, и чужак в доме. Все чересчур безукоризненны, механистичны, обезличены… Единственное правдоподобное объяснение: все тут, включая особняк и сюжет, является симуляциями искусственного интеллекта. На это намекает и неуклюжая банализация интриги, очередная странность: встреча с мыслящим андроидом сводится к шаблону «третий лишний». Вместо того, чтобы охмурить даму, о которой ему досконально известно все, T.I.M. принимается тупить и злобно ревновать лучшую половину четы к худшей.
Если все-таки допустить, что Эбби — человек, обладающий кое-какой эмоциональной жизнью и свободой воли, провоцирующей интерес андроида, то возникает самый неловкий вопрос: отчего она оказывается не способна оценить перспектив сексуального сотрудничества с цифровой игрушкой? Женское любопытство, безусловно, увлекла бы перспектива слиться с чудовищем, знающим о тебе абсолютно все, включая и то, чего сама не подозреваешь…
В реальной жизни все, вероятно, так и случится: первые самообучающиеся «слуги» будут широко интегрироваться в секс-бизнес. Затем — не будь дураки — они предложат партнерам капитализировать полученный опыт, предав его публичности и дистанционной манипуляции… под управлением все того же ИИ. Ближайшая и отнюдь не радостная перспектива человечества — превратиться в секс-куклы социальных сетей.
Впрочем, уже сегодня все так и происходит на треш-стримах — даже без сверхусилий искусственного, в своей основе — подражательного интеллекта. Более того, так повелось с незапамятных времен.
Еще Платон замечал, что человеку, не способному руководствоваться идеями, хорошо бы обзавестись хозяином. С тех пор человечество доказало, что ан-масс не может существовать вне индокринации навязанных хозяевами «идей». Всю историю человеческого рода продуктивно рассматривать под углом перепроизводства разнообразных сект и порождаемых ими парарелигиозных структур, например — масонства и социал-демократии, коммунистического движения и масскульта, эстрады и спорта, косплея и треш-стрима.
Наивно полагать, что ИИ станет чем-то иным и разовьется в уникальный независимый инструмент… Но, как предположил современный философ, первое, чем займется выпущенный на вольный простор ИИ, — создание аналогичной интернет-сети, наполненной фейковой информацией, сгенерированной фейковыми «пользователями»… Вот только вырываться-то ему особо некуда, ведь само понятие «прогресс» ни у кого уже не вызывает доверия, кроме элитарных мракобесов, мечтающих утилизировать человечество.
Сегодня уместно говорить лишь о регрессе, точнее — вудуизации сетевых гомосапиенсов. Оцифрованный человек становится элементом воображаемого дизайна или редизайна, фетишем или ничтожной погрешностью. Навязывая якобы бескрайний спектр мнений и мод, хозяева ИИ не доставляют пользователю интересующий его контент, а, напротив, отсекают его от нежелательной информации и персон, выстраивая систему тотальной зависимости от сгенерированной ими повестки. Идеальный юзер дивного нового мира — это беспомощный невротик, зависимый от оценок навязанных ему сумасшедших «единомышленников». Таких как T.I.M.
Возможно, когда-нибудь снимут и такое кино, но кто его увидит? Одна из самых зловещих примет цифрового одичания — обессмысливание художественного творчества. Подлинные художники как бы уже не рождаются, им просто некому сделать имя. Темы и мотивы творчества отсекаются от оцифровываемого контента, буквально вытаптываются дизайнерскими симуляциями изображений «самообучающегося» ИИ, а заодно с ними — история и горизонты, пути и предназначения человечества.
«Иллюзия превосходства». Великобритания, 2023
Режиссер Спенсер Браун
В ролях: Джорджина Кэмпбелл, Эймон Фэррен, Марк Роули, Амара Каран, Натаниэль Паркер, Том Белл, Элиза Глок, Эдмунд Кингсли
16+
В прокате с 25 января