25.01.2024
Материал опубликован в №1 печатной версии газеты «Культура» от 25 января 2024 года. В Петербурге реализуется уникальный проект «Аудиоантология русской хоровой музыки». Маэстро Корнев и его Камерный хор уже успели порадовать слушателей такими находками, как духовные сочинения композиторов-лауреатов Сталинской премии, а впереди много новых планов, открытий и надежд.
Музыканты взвалили на свои плечи ношу, которая под силу только большим энтузиастам. Проект охватывает несколько периодов развития русской хоровой культуры с XVII века по настоящее время. Цель проекта — не только создание беспрецедентно обширной энциклопедии русской хоровой музыки, но и сохранение прекрасного мира совместного музицирования и пения, который был так привычен и органичен для России, а сейчас уходит под влиянием бесчисленного количества разрушающих факторов — как естественных, так и навязанных извне. Необходимо не только саккумулировать разнообразнейший нотный материал, но и записать эти произведения. Чтобы наше достояние не умирало, а продолжало звучать и находить слушателя.
Более десяти лет работы над проектом уже позволили озвучить приблизительно две с половиной тысячи хоровых номеров, отдельных сочинений и частей крупных форм. Все записи проходят на знаменитой Петербургской студии грамзаписи — бывшем подразделении фирмы «Мелодия». Инициатор и вдохновитель создания антологии маэстро Николай Корнев ответил на вопросы «Культуры».
— Николай Николаевич, начнем с, пожалуй, главного. Раньше люди собирались и пели вовсе не на концертах, но и в быту, на работе и в праздники. Что сейчас представляет из себя русское хоровое пение?
— На мой взгляд, безусловная основа русской музыкальной культуры — хоровое пение — в настоящий момент находится в тени. Современная музыка во многом перетянула основное внимание на шоу и эстрадный жанр. В широком понимании хоровое исполнительство, особенно любительское, почти исчезло, если сравнивать со второй половиной ХХ века.
— В ходу распространенное выражение «песня — душа народа». Но ведь важно, какая это песня и кто ее поет. На памяти попытки реанимирования массового хорового искусства…
— Попытка осталась попыткой. Она достаточно хорошо освещалась и рекламировалась, но реклама оказалась обманчивой. В прежние времена было меньше рекламы, а массовости — гораздо больше. Прошли времена, когда традиции души народа сохранялись. Сейчас иные души несколько изменились и расточают улыбки перед тем, что на сцене выглядит убого.
— Задуманная вами «Антология русской хоровой музыки» является уникальным инструментом для того, чтобы эта музыка не исчезла. Как и когда пришла мысль ее создания?
— До создания в 1977 году Петербургского камерного хора, а тогда он назывался Камерный хор института культуры, мне довелось много работать с самыми разными любительскими коллективами. Поступив в консерваторию, я уже руководил несколькими студенческими коллективами научно-исследовательского института, хором учителей области и т.д. Чрезвычайно благодарен тем любителям хоровой музыки, с кем довелось работать. Камерный хор возник на той же основе: интереса, влюбленности в музыку, желания узнать новое. В репертуар хора быстро вошло множество сочинений от эпохи Возрождения до современности. Помимо классических музыкальных программ мы исполняли много произведений современных композиторов, записывали музыку к театральным спектаклям, художественным фильмам, исполняли музыку для хора без сопровождения, кантатно-ораториальные сочинения. Эта работа всегда была азартной, почти всегда яркой и интересной. Расширялся круг музыкальных пристрастий, особенно привлекательной становилась сфера духовной музыки. Так появилась в нашем репертуаре Литургия Константина Шведова — сочинение, поразившее всех нас, исполнителей, своим музыкальным наполнением и глубиной. Современники ставили Шведова наравне с музыкой Рахманинова, некоторые даже выше, и все это, естественно, натолкнуло нас на поиски духовной хоровой музыки. Вскорости появились духовные сочинения Виктора Калинникова и других композиторов, начались зарубежные гастроли. В программы мы всегда включали духовные сочинения русских композиторов, и это вызывало особый интерес у публики. Так незаметно появлялся багаж, который наталкивал на продолжение поисков в этом направлении и фиксацию их в концертной работе. Становилось понятно, что наследие духовной музыки по объему во много раз превосходит светские сочинения. Большая часть авторов, работавших в этой области, мало известна или совсем неизвестна широкому слушателю, и надо сделать несколько шагов назад, чтобы понять, чем можно гордиться и как преобразится музыкальная история страны в будущем. Но начали мы с серии дисков под названием «Неизвестная хрестоматия», где были записаны хоровые сочинения, составляющие учебный репертуар музыкальных учебных заведений страны, при этом крайне редко исполнявшиеся в концертах.
— Еще раз уточню, чтобы наши читатели могли более отчетливо представить процесс: вы приходите в какие-то библиотеки и кропотливо разыскиваете партитуры?
— Здесь мы переходим уже к антологии, которая включает в себя духовную и светскую музыку. По части светских сочинений наш низкий поклон профессору Елене Светозаровой, составившей «Антологию светской хоровой музыки середины XIX века и первой половины XX века». Мы записали все двадцать два тома, продолжаем пополнять невошедшее, но в основном поиск сочинений названного периода серьезно облегчился. Почти все участники коллектива работают в церковных хорах, при их помощи удалось найти многое в соборных библиотеках. Огромная благодарность Духовной академии за предоставление нотного текста. Многое удалось подчерпнуть в Научной библиотеке православной музыки и частных библиотеках.
— Когда мы говорим о поисках, то имеем в виду прошлое. А сейчас появляются новые интересные композиторы, пишущие хоровую музыку?
— Безусловно, новые имена появляются. Здесь есть прогресс. Но и прошлое постоянно преподносит нам сюрпризы, особенно рубеж позапрошлого и прошлого веков. После известного скандала с арестом партитуры Литургии Петра Ильича Чайковского, когда музыкальная цензура не увидела должного отношения к церковным правилам, а увидела слишком много оперности, отвлекающей от молитвы, издатель Петр Юргенсон сумел выиграть дело, издание партитуры разрешили и тем самым открыли путь для печати духовных сочинений многих и многих других музыкантов. В нашей антологии этого периода записана музыка более пятидесяти авторов. Мы записываем духовные сочинения, предназначенные прежде всего для концертного исполнения. Сегодня работа над антологией охватывает новые сферы. Пора начать представлять новый материал не только в записях, но и в живом звучании. Валерий Гергиев, возглавляющий также Всероссийское хоровое общество, помогает и следит за развитием проекта от его начала, предоставляет для выступления хора Концертный зал Мариинского театра, который, как известно, обладает уникальной акустикой и позволяет проникнуться живым звучанием голосов. Каждый концерт имеет свою тему, сопровождается кратким пояснением. Например, для многих стало открытием, что автор Гимна СССР и России Александр Александров, будучи лауреатом Сталинской премии, половину жизни писал духовную музыку. Великий дирижер Большого театра Николай Голованов, четырежды лауреат Сталинской премии, практически всю свою жизнь посвятил в том числе и духовному сочинительству. Так родилось название программы концерта — «Духовная музыка композиторов — лауреатов Сталинской премии». Все программы в Концертном зале проходят с участием солистов Мариинского театра.
— Вот и еще один повод для оптимизма, когда речь идет о возрождении интереса к хоровой музыке: мы беседуем накануне концерта вашего коллектива в Мариинском-3, программа получила название «Свет Рождества», все билеты проданы.
— Да, интерес к каждому концерту растет. Я этим дорожу, как и Камерным хором. Перед нами открывается море интересного и неожиданного. Сейчас я заканчиваю озвучание периода золотого века русской хоровой музыки — это вторая половина XIX века и первая половина ХХ века. И в первую очередь это музыка духовная.
— Вашему хору почти сорок семь лет. Где вы только не бывали и не выступали — папа Иоанн Павел II даже продлил ваш концерт, несмотря на строгий протокол. Как вы удерживаете коллектив столько времени?
— Самым опасным в истории хора было время перехода коллектива на профессиональные рельсы. Я понимал, что люди начнут ходить просто на работу, заниматься порой не всегда интересным для кого-то материалом. Но мы себя победили. Все было и остается с нами: исполнительский интерес, энтузиазм, любопытство, стремление познать новое. Моя установка неизменна: каждый концерт для нас — как первый и последний. Только с таким отношением нужно выходить на сцену.
— Нам не избегнуть самого традиционного вопроса: каковы планы на будущее?
— Мы полностью в работе над антологией, дай Бог нам всем здоровья. В записях участвуют солисты и звукорежиссеры Мариинского театра. Партнеры проекта — Петербургская студия грамзаписи и «Петербург-концерт», где мы базируемся. Деятельное участие в создании антологии принимает председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга Федор Болтин. Организационную работу помогает проводить Общественный фонд развития исполнительских искусств, возглавляемый куратором проекта Ринатом Дулмагановым. Должен сказать, на сегодняшний день предела не видно. Отрезок с XVII по XXI век — это огромное репертуарное море, которое мы пытаемся переплыть. Близится к завершению запись периода XIX–XX веков, есть заделы в эпохе XVIII века. Работаем над итальянскими начинаниями, «родителями» и Дмитрия Бортнянского, и Максима Березовского, и Степана Дегтярева — записали сочинения Джузеппе Сарти и Бальдассаре Галуппи, много работавших в России, в том числе в Придворной капелле. Хочу, и сейчас это возможно, записать всего Бортнянского. Все его концерты мы уже озвучили. Но самое интересное я нахожу в его отдельных произведениях.
Фотографии: Дмитрий Федулов/предоставлены Общественным фондом развития исполнительских искусств.
Источник