Театр

«Театральная дельта» в Астрахани: стихия фестиваля

Мария СИМОНОВА, Астрахань

17.10.2023

В первой половине октября в Астраханском драматическом театре прошел II Международный фестиваль-форум «Театральная дельта». В афише были не только спектакли из разных городов, но и лаборатории, лекции, дискуссии. Темой фестиваля в этом году стала русская классика.

«Театральную дельту» проводят в рамках национального проекта «Культура» при поддержке губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина и министерства культуры Астраханской области. Название фестиваля связано и с географическими особенностями края, и с афишей проекта. Как дельта Волги, расположенная в Астраханской области, завораживает своими витиеватыми каналами, рукавами и протоками, так и фестиваль объединяет различные театральные формы и жанры.

«Театральная дельта» впечатляла лабораторной программой. Во время фестиваля работали различные секции. В драматургической обсуждали «Как написать пьесу для театра» с известным уральским автором Олегом Богаевым. Творческая встреча с художественным руководителем театра им. Моссовета режиссером Евгением Марчелли позволила лучше представить его подходы к работе, а также порадовала яркими историями. Мастер-класс художника Юрия Харикова был посвящен «Проблемам сценографии в театре сегодня», его участники могли задать любые вопросы, посвященные воплощению визуальной части спектакля в жизнь. Молодые режиссеры в лабораторном формате сочиняли эскизы по произведениям, посвященным водной тематике. Круглый стол по русскому живописному театральному наследию «Борис Кустодиев. Продолжая традиции» получился отчасти детективным – музейные эксперты рассказывали о расследованиях, позволяющих доказать или опровергнуть авторство Кустодиева. На тренинге по пластике хореографа, режиссера Игоря Григурко осваивали практику «Школы тигра». Клоуны «Самозванцы» Андрей и Татьяна Новохатские провели несколько мастер-классов: и для слабослышащих детей, участников студии «Мы слышим и хотим говорить!», и для артистов астраханских театров. На дискуссии «Интерпретация классики в современном театре» театральные критики и театроведы говорили о взаимодействии режиссеров с классическими текстами, о зрительском восприятии постановок по классике, о поисках и о свободе.

Лабораторная программа была важна для Астраханского драмтеатра:

— Чтобы стать настоящей командой, которая решает большие задачи, нужно развиваться, сотрудничать со специалистами. Их привлечение для меня главная задача фестиваля, — сказал «Культуре» Александр Огарев, художественный руководитель Астраханского драматического театра, заслуженный артист РФ. — Это и молодые режиссеры, которые на лаборатории договаривались, как взглянуть на тексты Хемингуэя и Астафьева, клоуны Андрей и Татьяна Новохатские, которые открывали для актеров азы открытого существования, которых требует настоящая клоунада, и многие другие. Все дополнительные лекции, мастер-классы, лаборатории, как мне кажется, за 10 дней фестиваля дают больше, чем мы получаем за несколько месяцев, когда просто варимся в собственном соку.

Режиссеры. Рыбаки

Одним из главных событий лабораторной программы был показ эскизов молодых режиссеров. Константин Денискин и Ксения Самодурова получили задание – выбрать текст, посвященный… рыбацкой теме. Такая специфика лаборатории перекликалась с «водным» названием фестиваля.

Константин Денискин сочинял эскиз по повести Виктора Астафьева «Царь-рыба». Показ прошел в крошечном пространстве театра под названием «Эзоп». Небольшую комнату режиссер преобразил – в ней разместились рыбаки и рыбачки, а за совсем крошечной, похожей одновременно на шкаф и на стену сарая с рыбацкими снастями перегородкой удивительном образом скрывались четверо артистов. История Игнатьича, давно известная как образец деревенской прозы, в эскизе Денискина стала вневременной:

— «Царь-рыба» задела меня темой покаяния. Что заставляет нас искренне, от всего сердца просить прощение у тех, кому мы причинили много горя и очищать через это собственную душу? Это меня в повести больше всего волновало. В самой организации лаборатории было нечто особенное – я репетировал с утра до вечера. Это у меня впервые — обычно артисты заняты в вечерних спектаклях, а в Астрахани играли другие театры, участвовавшие в фестивале. И я приходил на репетицию в 9 утра, а уходил в полночь, — поделился с «Культурой» режиссер Константин Денискин.

Ксения Самодурова в эскиз по «Старику и морю» Хемингуэя зрителей буквально втягивала – их стулья обвязывали рыболовной леской. В фойе театра, где шел показ, пахло копченой рыбой. И вскоре ее вместе с пивом предложили тем, кто был в зале. А старик в этой интерпретации обрел своего молодого двойника. История о борьбе с огромной рыбиной прозвучала как рыбацкая легенда.

Клоуны «Самозванцы» Андрей и Татьяна Новохатские часто ведут лаборатории, но обычно они не связаны с театром. Работа с актерами обладала своими особенностями:

— Техники разные, порой актеру сложно «взять» некоторые вещи, поскольку у него есть идеи, инструменты, к которым он привык и использует на сцене. Им хочется что-то сыграть, — поясняет Андрей Новохатский. — На лаборатории в первый день приходилось просить актеров по 5-7 раз заново выходить на сцену, потому что они каждый раз шли с идеей. А надо было просто выйти, мы хотели увидеть именно его – понять, как он сейчас себя чувствует, что с ним происходит. Тема фестиваля была русская классика, поэтому мы собирались поработать с таким материалом, как эссе Марины Цветаевой «Мой Пушкин». Хотелось поискать, чтобы с ребятами в процессе происходило что-то личное. У Цветаевой я увидел ход. Все ребята на лаборатории писали свое эссе «Мой Пушкин». Думал, мы больше успеем, появятся большие номера, они соединятся в общую историю, но мы застряли на уровне техники, тренажа. Впрочем, у каждого была возможность поработать с небольшим фрагментом материала.

На сцене классика

«Театральная дельта» началась неформально — в баре, где артисты Астраханской драмы представили поэтический перформанс. Стихи разных эпох читали, пели и даже танцевали две команды актеров. Зрители в каждом раунде выбирали победителей.

В афишу фестиваля вошли спектакли по классике — в основном столичных театров. На сцене Астраханской драмы выступили государственный академический театра им. Моссовета, Московский академический театр им. В. Маяковского, Московский драматический театр им. А. Пушкина, Московский театр на Малой Ордынке, Государственный драматический театр на Васильевском (г. Санкт-Петербург), Ростовский-на-Дону молодежный академический театр. Спектакли становились событием для зрителей — возможностью увидеть в своем городе «звезд».

Астраханский драматический театр представил в фестивальной программе постановку своего художественного руководителя Александра Огарева «Братья Карамазовы» по роману Достоевского. История, в отличие от многих постановок Достоевского, получилась не мучительной и мрачной, а светлой, с пространством, наполненным воздухом, любовью, и возвращающей к вечным ценностям.

В офф-программе астраханский драмтеатр представил «Кабаре «Велимир», спектакль Александра Огарева, посвященный памяти Велимира Хлебникова, поэта с астраханскими корнями. Уютный дворик театра превратили в кафе «Бродячая собака», заодно задействовав окна и крышу здания. Воссоздавали атмосферу литературных встреч начала ХХ века – звучали стихи, песни, истории той манящей расцветом искусства и поэзии эпохи Серебряного века. Поэты были обаятельны, экспрессивны, талантливы и слегка безумны.

Дружба с Азербайджаном

Что касается международной истории, то на фестивале директор астраханского драмтеатра Лилия Гурко подписала соглашения о сотрудничестве в области культуры с Азербайджанским государственным академическим русским драматическим театром имени Самеда Вургуна (его представляла заместитель директора Валентина Резникова). Совместная работа и обмен опытом уже начались: молодые артисты театра из Азербайджана участвовали на фестивале в работе профессиональных секций, том числе – в показах режиссерских лабораторий.

Фестиваль продолжался 10 дней, это была целая театральная жизнь, насыщенная впечатлениями и событиями.

Какие моменты были особенно яркими?

– Для меня самым важным стало общение на «окраине» фестиваля. Есть парадная часть –спектакли, которые привезли московские, петербургский и ростовский театры, а есть общение с людьми, которые для меня много значат. Они открывают какие-то вещи, подогревают твой интерес к жизни в театре. Это лекция художника Юрий Харикова и показанный им фильм, который нигде нельзя посмотреть. А когда ты видишь что-то уникальное, редкостное, то сразу ощущаешь себя в центре, а не на окраине мира. Это дискуссия, где наши гости-эксперты доказательно, горячо, прекрасно рассказывали о том, каков театр сегодня и как правильно соотноситься с классикой. Запомнился тренинг Игоря Григурко, мастера пластического искусства, сделанный со вкусом и погруженностью в предмет, — вспоминает Александр Огарев.

«Театральная дельта» — пока совсем молодой фестиваль, его история началась в прошлом году. Если в будущем, 2024-м — все будет хорошо, и история продолжится, то, возможно, его ждут некоторые изменения. Организаторы предполагают уделить больше внимания отбору спектаклей-гостей, чтобы в афише стало больше названий, связанных с сегодняшним моментом, поставленных ведущими режиссерами — работ, увлекающих и зрителей, и специалистов. 

Фотографии предоставлены Астраханским драматическим театром.

Источник