Кино

«Евразийский мост» соединил тридцать стран

Алексей КОЛЕНСКИЙ, Ялта

11.10.2023

В октябре в Ялте подвел итоги VII Международный кинофестиваль «Евразийский мост». Вердикты жюри были небесспорны, но поучительны.

За пять осенних дней гости и зрители оценили восемь игровых и столько же документальных конкурсных лент из семнадцати стран, всего же крымчане увидели тридцать картин. В основной программе соревновались семь дебютов и одна примечательная работа опытного индийского режиссера Маянгламбама Роми Мейтеи «Наш дом», удостоенная Специального диплома Министерства культуры Республики Крым «За бережное изображение традиционной культуры». Эта история маленького рыбака, живущего на озере и ежедневно вплавь добирающегося до сельской школы, обретает трагическое звучание в свете тяжелых семейных обстоятельств: родную хижину конфискуют за долги — герою некуда плыть.

Народный сюжет созвучен драме небольшого северо-восточного народа Индостана, насчитывающего две тысячи человек и стремящегося сохранить свой язык с помощью нескольких школ и фильмов. Феномен обездоленности и родной речи как последнего убежища стал трендом кинофорума. Фильм открытия — таджикская «Фортуна» Мухиддина Музаффара — поведала о давней дружбе двух работяг, в нищие девяностые годы не поделивших выигрышный лотерейный билет, выданный им вместо зарплаты. Фильм закрытия — народная бурятская драма «Два капитана» — раскрыла драму сельских мальчишек, ставших жертвами застарелых семейных дрязг. В обоих случаях начинающие авторы разминулись с правдой жизни, передоверившись театральным и непрофессиональным исполнителям.

Напротив, точным стал выбор бухгалтера Лии Санаа на главную роль в первой игровой картине на алтайском языке «Тропа» Михаила Кулунакова — победителя игрового конкурса. Однако в этой притче о семье горных анахоретов, борющихся с земными соблазнами, не удалось совместить бытовую фактуру и символический план — мужу и ребенку героини выпали сугубо функциональные, непластичные, фоновые роли, к тому же в сюжет о трудовой жизни оказалось вложено поразительно мало труда. Глава семьи отличился лишь тем, что упорно долбил тропу в скале (мы не увидели ни единого удара кайла о камень, а лишь охи да махи). Будучи охотником, он же упорно отлынивал от основной работы, неумело прятал ружье от жены и с детской неуклюжестью тыкал карманным ножиком в дымящийся на столе мосол.

«Тропу» назначили победителем, что называется, «от противного» и «лишь бы чего не вышло». Безусловно, лучшей фестивальной картиной была палестино-тунисско-катарско-саудовско-французская драма «Флаг» Фираса Хури, наполненная тончайшим драматизмом и лиризмом. Это лента об арабских старшеклассниках, учащихся в престижной израильской школе и вовсе не мечтающих стать героями интифады. И, тем не менее, вынужденных совершить экзистенциальный выбор — накануне Дня независимости Израиля, являющегося для жителей оккупированной земли скорбной датой, водрузить над альма-матер черный флаг. У взросления есть своя цена — убеждает мастер, явно вдохновлявшийся советской классикой — «Розыгрышем» Меньшова и лентой «Жил певчий дрозд» Иоселиани.

Председатель жюри — режиссер и продюсер Иван Болотников два часа отстаивал картину, но французские коллеги, Корнел Георгицэ и Елена Коссон, оказались непреклонны. Вероятно, вовсе не из эстетических соображений, а из «страха ради иудейска», но вскоре последовавшие события в Секторе Газа доказали, что у компромиссов и вековой розни тоже есть цена. Впрочем, ситуацию сгладила Администрация Ялты, присудившая «Флагу» Специальный приз и диплом «За яркий портрет современного молодого поколения».

Неочевидным решением игровиков стал и выбор лучшего режиссера — серба Ненада Павловича, автора неуклюжей, но саркастичной стилизации под ретро-нуар «След зверя». Куда естественнее выглядел бы триумф шри-ланкийца Чанна Дишаприя Викраматантри «Второй» о наивной сельской аферистке, пытающейся развести городских богатеев на секс и шантаж, но попадающей в сети безжалостных сутенеров. Скромная, озорная и самобытная пастораль превратилась в притчу об обманутых надеждах на азиатское капиталистическое чудо. Специального упоминания жюри удостоился «Туман» Наталии Гугуевой, диплом «За визуальное решение» получила «Ада» вгиковского выпускника Станислава Светлова.

Не подкачало жюри документальной секции под председательством казахского документалиста Владимира Тюлькина: главный приз получила иранская драма Амирхуссейна Халилзаде «Матушка Махмал» о пожилой крестьянке, вынужденной продать единственный клочок унаследованной земли ради спасения сына от смерти и угасающей от этой утраты. Специального упоминания «За красоту и гармонию в кадре» удостоена монументальная фреска «В храме Шаолинь» китаянки Сунь Хунюнь. Диплом «За раскрытие творчества Марлена Хуциева» достался картине «Киноязык эпохи: Марлен Хуциев» ученика мастера Андрея Истратова. Украшением фестиваля стала ретроспектива, приуроченная к столетию Леонида Гайдая, внеконкурсная программа лучшей вгиковской анимации последних лет и премьера трогательной якутской мелодрамы Любови Борисовой «Не хороните меня без Ивана».

В целом программа седьмого смотра, проводящегося по предложению Никиты Михалкова «для возрождения и популяризации крымского кинематографа в евразийском пространстве и укрепления международных культурных связей», представила разнообразную палитру неожиданных региональных дебютов и доказала: без возрождения в кинематографе большого, имперского стиля государства-цивилизации отдельные творческие удачи не обретут насущной образной опоры.

.

Источник