Музыка

Пианизм, антиформализм и концептуализм: последние новинки от «Мелодии»

Денис БОЧАРОВ

21.09.2023

Недавние релизы нашего прославленного звукозаписывающего лейбла, как всегда, разнообразны. Едва ли можно сказать, что каждый из обозреваемых проектов адресован широким массам, но своего благодарного слушателя он, несомненно, найдет.

Мария Гринберг

«Полное собрание записей»

Вниманию меломанов предлагается полное собрание записей Марии Гринберг. Проект приурочен к 115-летию известной советской пианистки и педагога. Уникальное цифровое издание из 45 дисков включает более двухсот отреставрированных фонограмм: студийные записи соло, в ансамблях и с оркестром, а также фрагменты с концертных выступлений. Работа над проектом велась больше года.

Карьера Марии Израилевны началась в 1930-е годы. Успех к начинающей исполнительнице пришел довольно скоро, но за быстрым признанием последовала длительная пауза: после ареста мужа и отца в 1937 году Гринберг, как родственница «врагов народа», могла работать только аккомпаниатором и концертмейстером оркестра.

Ближе к оттепели артистка вновь стала выступать сольно и прославилась как превосходный интерпретатор произведений Бетховена, Моцарта, Шуберта. Помимо этого, Мария Гринберг пропагандировала творчество советских композиторов, среди которых Мечислав Вайнберг и Дмитрий Шостакович. В репертуаре пианистки было и множество раритетов, которые также представлены в настоящем издании.

Первая и самая объемная часть данного масштабного собрания состоит из сольных записей от эпохи барокко до советской музыки, сделанных в студиях Всесоюзного радио и фирмы «Мелодия» в 1940–1970-е годы. Помимо цикла из 32 сонат Бетховена и сочинений Шуберта, издание включает в себя и раритетные записи: миниатюры Карла Генриха Грауна, Георга Филиппа Телемана, Жоржа Бизе. Также значительное внимание уделено в сборнике сочинениям немецких романтиков — Иоганнеса Брамса, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона.

Второй раздел посвящен редким фонограммам, где Мария Гринберг исполняет камерную музыку в ансамблях с выдающимся виолончелистом Даниилом Шафраном, пианисткой Никой Забавниковой (дочерью Марии Израилевны), баритоном Сергеем Яковенко и участниками квартета имени Бетховена и квартетом солистов оркестра Большого театра.

В третьей части представлены студийные записи концертов для фортепиано с оркестром, среди которых особо следует отметить концерты Баха, Бетховена, Брамса и Симфонические вариации Сезара Франка. Сочинениям русских композиторов целиком посвящен отдельный диск, на котором, в частности, звучат концерт Шостаковича, «Фантазия на темы Рябинина» Аренского и осуществленная в 1948 году запись Второго концерта Чайковского.

Последний раздел коллекции объединяет все сохранившиеся в архиве фирмы «Мелодия» фонограммы концертных выступлений Марии Гринберг. Этот пласт творчества пианистки сравнительно невелик по объему, однако, вне всякого сомнения, представляет собой большую художественную ценность. Здесь Первый и Пятый концерты Бетховена (вместе со студийными записями Второго, Третьего и Четвертого они составляют полный цикл бетховенских концертов в ее репертуаре). Также немалый интерес представляют фонограммы концерта 1958 года. На том выступлении, приуроченном к 50-летию пианистки, Гринберг исполнила авторские фортепианные транскрипции и редкие для пианистического репертуара того времени сочинения Витольда Лютославского, Сергея Прокофьева, Пауля Хиндемита.

Отдельного внимания заслуживает бонусный альбом, в который вошли записи двух уроков Марии Гринберг, посвященные разбору сочинений Бетховена и Шостаковича.

Дмитрий Шостакович

«Антиформалистический раек»

Впервые в цифровом формате выпущена запись концерта, на котором прозвучала московская премьера «Антиформалистического райка» Шостаковича. Название сочинения остроумно отсылает к обвинениям в «формализме» и «антинародности», которые Дмитрию Дмитриевичу некогда предъявляли. Созданное тайно, это произведение ни разу не исполнялось при жизни композитора. Концерт был записан в мае 1989 года в Большом зале Московской консерватории, но до недавних пор не издавался — запись публикуется впервые.

Шостакович начал писать «Антиформалистический раек» в 1948-м, вдохновившись сатирическим памфлетом Модеста Мусоргского «Раек» (в этом тексте, написанном в 1870 году, Мусоргский высмеивал музыкальных деятелей, выступавших против принципов «могучей кучки»). Как раз вышло постановление, в котором Политбюро ЦК ВКП (б) обвинило Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Шебалина, Попова, Мясковского и Мурадели в «формализме» и «антинародности». Как известно, после выхода постановления и последующих собраний в Союзе композиторов СССР музыка ведущих советских композиторов была запрещена, а сами авторы подверглись травле на государственном уровне.

В «Райке» Шостакович едко иронизирует над своими преследователями и абсурдностью обвинений Политбюро, не стесняясь ни в музыкальных, ни в литературных выражениях. Неудивительно поэтому, что «Антиформалистический раек» был написан «в стол» и показан лишь близким друзьям — публичное исполнение подобного сочинения в те годы могло стоить композитору если и не жизни, то профессиональной карьеры уж точно.

«Концерт лауреатов Четвертого композиторского конкурса Avanti»

В сотрудничестве с Союзом композиторов России «Мелодия» выпустила запись концерта лауреатов Четвертого всероссийского композиторского конкурса Avanti, проходившего весной этого года. Конкурс, организованный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, существует с 2017 года. Основными целями данного мероприятия являются укрепление композиторских организаций в регионах, стимулирование музыкального творчества и продвижение сочинений российских композиторов.

На настоящем, «отчетном» альбоме записаны сочинения композиторов-лауреатов последнего конкурса: Романа Цыпышева (Екатеринбург), Андрея Бесогонова, Натальи Прокопенко, Алины Подзоровой, Алексея Сюмака, Андрея Комиссарова, Армана Гущяна (Москва), Анны Кузьминой и Игоря Друха (Санкт-Петербург). Девять авторов являются представителями отличающихся друг от друга композиторских школ, и вдохновение они черпают в разных музыкальных «источниках»: от концептуального искусства и канонов духовной музыки до языка танца и инструментального театра.

Сочинения, представленные в издании, звучат в исполнении ансамблей Intrada, «Студия новой музыки» и Terza Roma, скрипачей Станислава Малышева и Ивана Наборщикова, органистки Марианны Высоцкой, флейтистки Марии Корякиной, виолончелистов Петра Кондрашина и Ростислава Чучалина.

Из более чем 250 партитур члены жюри (в него вошли композиторы и музыковеды Александр Чайковский, Владимир Кобекин, Юрий Красавин, Марк Булошников, Светлана Савенко, Светлана Лаврова) выбрали девять сочинений. Именно они и прозвучали на заключительном концерте конкурса в Малом зале Московской консерватории 15 марта текущего года. Теперь запись концерта доступна на главных цифровых площадках.

Источник