17.09.2023
В Москве на 95-м году жизни скончался — не будет большим преувеличением сказать — последний по-настоящему великий поэт-песенник нашей страны.
Это человек с на удивление «говорящей» фамилией, отражавшей глубинную духовную сущность ее обладателя. Порой бывает любопытно проследить, насколько ладные, благозвучные с фонетической точки зрения имена соответствуют масштабу самой личности. Хочется верить, что в данном случае — это не просто совпадение.
Кому, как не человеку по фамилии Добронравов, сочетающей в себе мудрость и доброту, спокойствие и уверенность, судьба должна была поручить почетную и ответственную миссию: выступить поэтическим летописцем главных страниц нашей современности — как героических, славных ее моментов, так и не самых достойных. И если окинуть взглядом недавнее в исторической ретроспективе прошлое, можно не без гордости признать: с этой сложной ролью Николай Николаевич справился превосходно.
Советский Союз был богат мастерами художественного рифмованного слова. И даже если оставить в стороне «серьезных» поэтов, то есть тех, которые специально текстов для песен в общем-то не писали, то одних только поэтов-песенников любой, кому посчастливилось засвидетельствовать расцвет отечественной песенной культуры, может навскидку вспомнить не менее десяти. Но даже на том славном фоне, где тон задавали Леонид Дербенев и Роберт Рождественский, Михаил Танич и Игорь Шаферан, Михаил Матусовский и Анатолий Поперечный, фигура Николая Добронравова всегда была весьма значимой.
Пожалуй, ни один другой, как этот уроженец Ленинграда, столь последовательно и достойно, красочно, громогласно и в то же время трогательно не воспел в своих стихах Родину. Поражает не только качество созданных поэтом текстов, но и их количество. Ни одному нашему поэту второй половины ХХ века не принадлежит столько выдающихся, положенных на музыку произведений, сколько их вышло из-под пера Николая Николаевича.
Его поэзия зиждилась на трех основных «китах»: обезоруживающей актуальности, подкупающей доходчивости и удивительной разносторонности. Будучи современником и очевидцем всех основных, происходивших в стране во второй половине ХХ — начале ХХI века событий (Великая Отечественная война, большие комсомольские стройки, начало космической эры, победы советского спорта, перестройка и ее агония, распад СССР и последовавшее за лихими девяностыми возрождение государства), поэт метко отражал их в своих произведениях. Делал это с восхитительной ловкостью: казалось, мастер с проворством жонглера и наблюдательностью акына выдает рифмованные иллюстрации окружающей действительности. Конечно, простота эта кажущаяся: образности, глубины, философичности стихотворным полотнам Николая Николаевича тоже было не занимать.
Палитра добронравовских красок казалась поистине безграничной, лира поэта пела на все лады. Восторженный героический пафос («И вновь продолжается бой», «Любовь, комсомол и весна», «Наша Родина — революция») соседствовал с проникновенными, чувственными строками («Я не могу иначе», «Нежность», «Нам не жить друг без друга»). Молодежные («Яростный стройотряд»), спортивные («Трус не играет в хоккей»), задумчивые («Да разве сердце позабудет»), военные («Малая земля»)…
Можно предположить, что немалую роль в подобной разноплановости и, в хорошем смысле слова, «всеядности» поэта сыграло то обстоятельство, что он — «родом из театра». Николай Николаевич окончил Школу-студию имени Владимира Немировича-Данченко, был артистом Московского театра юного зрителя, много ездил по стране, набираясь опыта, который в дальнейшем ему пригодился при написании стихов. Натура артистическая, Добронравов выстраивал песню по законам драматургии: подобно характерному актеру, он старался, что называется, «влезть в шкуру» других людей, освоить порой противоположный собственному человеческий характер.
Николаю Добронравову одинаково хорошо удавались словесные портреты строителей и сталеваров, летчиков и космонавтов, геологов и путешественников, военных и спортсменов, мечтателей-романтиков и простых трудяг…
Нельзя не отметить, что автору бессмертных «Белоруссии» и «Беловежской пущи», «Мелодии» и «Звездопада», «Птицы счастья» и «Улицы мира», «Надежды» и «Доброй сказки», «Героев спорта» и «Команды молодости нашей» необычайно повезло. Стихи Добронравова мгновенно находили путь к самому широкому слушателю, поскольку нанизывались они на изумительные мелодии Александры Николаевны Пахмутовой, без малого семьдесят лет являвшейся супругой и основным соавтором поэта. Не исключено, что этот удивительный творческий тандем — главное достояние отечественной эстрады. Его можно считать уникальным в мировом масштабе: ни один семейный альянс не мог похвастать таким блистательным художественным уровнем, помноженным на столь завидное творческое долголетие…
Убежденный патриот, человек, почти целиком посвятивший свой поэтический дар воспеванию СССР, Николай Николаевич болезненно переживал распад великой страны. И, кажется, до конца примириться с этим так и не смог. Вероятно, поэтому в последние десятилетия Добронравов стихов к песням почти не писал. Лирика последних лет поэта являет слушателю жесткого, порой даже резкого, саркастичного, иногда обличающего, но при этом ностальгирующего и отчаянно досадующего человека. Раздумьям о нашей действительности, изменившейся — во многом к худшему — жизни, девальвированных ценностях, пошатнувшихся устоях посвящена большая часть последних сочинений Николая Николаевича…
Некоторые фразы из его стихов, созданных несколько лет назад, тогда звучали до дрожи пророчески, а сейчас воспринимаются чуть ли не до оторопи актуально:
И снова планета в бреду и во мгле
И солнце неласково светит…
И снова, и снова на нашей земле —
Убитые русские дети.
Пришла на планету безбожная рать.
Глаза их и души — пустые…
Скажите — возможно святых убивать?
Ведь малые дети — святые!
Малышка у мамы — единственный сын…
Убит он осколком снаряда.
Играл… Не расслышал он крика «Бежим!»,
Когда началась канонада…
Добронравов почти всегда попадал в точку. «Светом солнца озарены, светом правды своей сильны», — писал Николай Николаевич в одной из своих известнейших песен. Думается, эта фраза превосходно обобщает саму суть стихов Добронравова. Он бесконечно любил Россию, а она ему отвечала — и всегда будет отвечать — взаимностью…
Фотографии: Андрей Никеричев / АГН Москва.