Выставки

«Музыка птиц»: как в Петербурге малышей знакомят с высокой классикой

Евгений ХАКНАЗАРОВ, Санкт-Петербург

29.06.2023

Музей-квартира Римского-Корсакова обратился с новым проектом к самым юным посетителям. Дом самого «птичьего» русского композитора превратился в место, где пернатые персонажи помогают детям войти в мир оперы и классической музыки — и совершить этот путь в виде игры, безо всякого дидактизма.

Мемориальная квартира Николая Римского-Корсакова, что на Загородном проспекте в Санкт-Петербурге, — один из тех уголков, постоянная аудитория которых пребывает в счастливом эскапизме и удалении от житейских треволнений. Завсегдатаи с охотой посещают концерты в местном музыкальном салоне, афиша которого на редкость изысканна, даже по строгим петербургским меркам. Только за последний месяц здесь прошли такие разные события, как вечер современного китайского романса, концерт старинной европейской музыки для клавесина, проекты, посвященные барочной музыке и редким этническим музыкальным инструментам, музыкально-литературная композиция, посвященная Евгению Онегину, в которой звучал как (вполне ожидаемо) Чайковский, так и Хачатурян с Гречаниновым и другие не самые очевидные для этой темы имена. Фолк-джаз, этно-фьюжн и так далее — и все это помимо «обычных» и привычных классических концертов. Остается добавить, что мемориальная квартира композитора исключительно богата на подлинные вещи из быта Римского-Корсакова — и это после полувекового пребывания сакрального пространства в статусе классической питерской коммуналки. Становится понятным, что неприметный флигель, таящийся на одном из проходных маршрутов по историческому Санкт-Петербургу, — поистине заповедная территория.

Но, пожалуй, самая прекрасная особенность музея-квартиры — здесь много и вдохновенно работают с детьми. Для того, чтобы интерес к классической музыке не иссякал, нужно воспитывать новые поколения меломанов и просто людей, разбирающихся в нашем музыкальном наследии и любящих его. Для сотрудников музея это аксиома, и труды для ее утверждения здесь положены большие. Детских программ здесь немало — от экскурсии-концерта «Рекс и все, все…» и занятий «Музыкальной живописью» с озвучиванием настоящего короткометражного фильма до специального игрового маршрута по музею-квартире и абонемента «Оперный театр Римского-Корсакова». Теперь ко всему этому разнообразию добавилась выставка «Музыка птиц».

Может, кто и не знает, но автор «Снегурочки», «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказки о царе Салтане» и других шедевров русского оперного репертуара был заядлым птицелюбом и, как сказало бы новое поколение, бёрдвотчером. В тихвинском доме семейства Римских-Корсаковых пернатые были законными и равноправными жильцами. Нет ничего удивительного, что в свои сочинения композитор нередко помещал и птиц-персонажей, и своеобразные музыкальные цитаты, в которых угадываются трели тех или иных лесных певцов. Около пятидесяти видов птиц населяют музыкальный мир Римского-Корсакова! В птичьих голосах искали вдохновение и другие гении классической музыки — Мусоргский, Стравинский, Равель, Сен-Санс и много кто еще. Найти и показать связь мира искусства и окружающей нас природы, которая так интересна детям, — мысль замечательная. И организаторы выставки «Музыка птиц» воплотили этот замысел.

Один из залов музея-квартиры превратился в пространство, заполненное пустыми клетками — птицы, даже оперные, лучше поют на свободе. Стены зала плотно населены самыми разными пернатыми с их музыкальными описаниями. Наглядность — главный принцип любой выставки для детей, в проекте он соблюден неукоснительно. Наряду с полурельефными работами есть и большие, пузатые добродушные птицы-куклы, созданные, увы, так рано ушедшими от нас петербургскими кукольниками — режиссером Игорем Игнатьевым и его женой, художницей Анной Игнатьевой. Чуть особняком держится самый декоративный экспонат — старинный бенгальский струнный инструмент маюри вина, выполненный в виде павлина со всем надлежащим оперением. А еще везде среди красочных эскизов на птичью тематику висят скворечники с наушниками, где посетители смогут услышать пояснения и рассказы птицелова Папагено — кому, как не ему, с руки познакомить малышей с музыкальной историей птиц. Классические фрагменты звучат здесь же.

О новом проекте «Культуре» рассказала Нина Костенко, заведующая Музеем-квартирой Н. Римского-Корсакова и куратор выставки:

— Нам хотелось, чтобы дети умели слышать природу вокруг себя. Ведь очень часто композиторы находили вдохновение именно в ней. Это и Римский-Корсаков, и Равель, и другие, а Мессиан вообще почти профессионально углубился в этот вопрос. У нас мероприятия для детей проходили в разном игровом формате — например, на одном из конкурсов мы предлагали юным посетителям прослушать три фрагмента и определить, какая птица подразумевалась в том или ином фрагменте. И нельзя сказать, что дети легко справлялись с этим заданием. Но когда дети не узнают даже кукушку, это говорит о том, что они просто не привыкли замечать все эти звуки природы вокруг себя. Если ребята сумеют вычленить и опознать какой-то голос природы, животного в музыкальном произведении, они начинают по-другому слышать музыку. Конечно, когда мы им просто сыграли кукушку — только лишь два звука — им стало легче опознать. В том случае, если дети слышат те же два звука в ткани произведения, например «Сказания о граде Китеже», им приходится сложнее.

Кроме того, такое погружение в музыку позволяет малышам соотнести свои знания о природе с красочными театральными эскизами, музыкальными фрагментами, узнать самые разные интересные факты.

В музее проходят устраиваемые нашими партнерами концерты с категорией 0+ под названием «Музыка в ползунках». Дети начинают слушать классику, пусть еще неосознанно. Но что-то в их восприятии откладывается, для родителей это тоже прекрасная возможность не выпадать из культурной картины города на период младенчества их детей. На новую выставку мы приглашаем посетителей чуть постарше: думали поставить категорию 5+, но после нашли возможность большей адаптации представленных в экспозиции материалов и решили опустить планку до трех лет.

Мы утвердили планы приглашения на выставку детских групп и не будем откладывать эту работу на начало школьного и дошкольного сезона и ждать сентября. В эти дни начинаются экскурсионные программы, хотя многие дети уже покинули город и выехали на природу, чтобы слушать ее голоса в естественной атмосфере. С начала осени наши планы расширятся, будут проводиться мастер-классы, тематические концерты, в которых будет звучать «птичья» музыка. Также, надеюсь, нам удастся поставить спектакль, который будет связан с нашей выставкой, и даже специально сочинить для него музыку.

Зал, где разместилась экспозиция, появился только в 2010 году, он очень камерный — но не будем забывать, что это жилая квартира, в которой изначально не может быть больших помещений. Здесь мы устраиваем выставки, порой весьма длительные, на которых мы показываем экспонаты фондов Театрального музея. Выставка «Музыка птиц» — восемнадцатая по счету и вторая, обращенная к детям. Выставки для юного зрителя делать сложно. Конкретно эта сначала нам виделась рассчитанной на универсальную аудиторию, но потом все же решили адресовать ее именно подрастающему поколению.

Идея художественного решения принадлежит нашему художнику Юрию Сучкову. Мы работали с графическим дизайнером Натальей Арефьевой и художником-иллюстратором Еленой Божковой. Она придумала, как будут выглядеть Папагено и наши забавные и добрые птицы. Я рада, что мне удалось уговорить художников представить всех пернатых, которых Римский-Корсаков упоминал в своих сочинениях. Понятно, что на основании только сохранившихся театральных эскизов и музыкальных фрагментов мы бы не смогли это сделать. А ведь наглядность чрезвычайно важна для представления материала детям — посмотрите, какое у нас птичье изобилие. Большая заслуга художника-иллюстратора в том, что при оформлении экспозиции нам удалось уйти от избирательности и представить полный ряд пернатых персонажей. Ведь у Римского-Корсакова в первую очередь вспоминаются Царевна Лебедь и Сирин с Алконостом. Только потом любители музыки с трудом припоминают, что же там приводится в оперных ремарках и оперном тексте. И оказывается, что в этих материалах композитор собрал большое «птичье» богатство. Это многообразие мы отразили — ради этого, собственно, и была создана выставка, — сказала она.

Отдельных слов заслуживают многочисленные эскизы костюмов, созданные самыми яркими и самобытными художниками. Это настоящие редкости — многие из постановок остались неосуществленными. Детям изобразительная часть выставки интересна в первую очередь своей наглядностью. А вот взрослые знатоки, несомненно, отдадут должное представленным работам как истинным раритетам. Какие имена! Ларионов, Стенберг, Бенуа, Судейкин, Сотникова-Ратнер, Крейцер, Юнович, Воробьев, Аронсон, Григорьев, Бакст, Френц создавали свои шедевры для спектаклей Большого театра, Метрополитен-оперы, труппы Сергея Дягилева, Народного дома Николая II — всех сцен не перечислить. И, конечно, невозможно отойти от красивейшей, декоративнейшей «Жар-птицы», нарисованной гениальным Федором Федоровским.

Выставка «Музыка птиц» предполагает большую дополнительную программу и будет проходить до 19 мая 2024 года.

Фотографии: Евгений Хакназаров.

Источник