Музыка

Борис Кейльман, организатор «Грушинского фестиваля»: «Главное достоинство этого мероприятия — удивительная теплая человеческая атмосфера»

Денис БОЧАРОВ

29.06.2023

С 29 июня по 2 июля в Самарской области пройдет знаменитый Грушинский фестиваль. На связи с «Культурой» — организатор мероприятия, руководитель клуба авторской песни имени В. Грушина, заслуженный путешественник России Борис Кейльман.

— Борис Рафаилович, фестивалю нынче, как говорят, исполняется пятьдесят лет. Но если верить официальной информации, Грушинский появился еще в 1968-м. Стало быть, лет ему поболее будет. Что за нестыковка?

— Дело в том, что несколько лет он был запрещен. Если бы фестиваль официально существовал с момента своего фактического основания, то сейчас проводился бы уже в пятьдесят шестой раз…

А начиналось все с того, что в Куйбышевском авиационном институте учился очень хороший человек, с которым мне посчастливилось дружить. Звали его Валерий Грушин. Он был необычайно талантлив и обаятелен; вокруг него всегда была прекрасная яркая компания, он постоянно что-то интересное придумывал, ходил в отважные походы — словом, наши встречи с ним всегда были незабываемыми.

И вот, в одном из походов, спасая тонущих детей на реке Уде, что протекает в Иркутской области и Красноярском крае, он погиб. Случилось это в конце августа 1967 года. Для всех его друзей это была большая трагедия и огромная потеря…

Есть место в Жигулях, на Каменной чаше, где мы с ним часто встречались, жгли костры, пели песни. Однажды там собрались его близкие друзья, и мы решили устроить мероприятие, на котором вспомнили бы Валерку, забыть о таком замечательном человеке было бы непростительно.

Таким образом первый Грушинский фестиваль и состоялся. Он действительно проходил в 1968 году, на Каменной чаше, и собрал человек шестьсот-семьсот, преимущественно друзей, знакомых, соседей Валеры. А уже на следующий год мы проводили фестиваль в Мастрюках, местечке, что примерно в сорока километрах от Самары, — то есть там, где мероприятие проходит и сейчас. С каждым годом число посетителей заметно росло, и со временем перевалило отметку в сто тысяч человек.

— Что «Груша» представляет собой сегодня по сравнению с первыми «пробами пера», скажем так?

— Если на первых фестивалях присутствовали, в основном, студенты, а также люди, составлявшие, повторюсь, близкий круг общения Валеры, то со временем, по мере роста популярности мероприятия, оно превратилось в гигантский семейный праздник.

Знаете, нас часто обвиняют в том, что Грушинский фестиваль — это некий съезд и слет романтически настроенных старых людей. Но, во-первых, обвинять человека в том, что он старый — просто глупо. Действительно, среди нынешних посетителей немало таких, кто присутствовал еще на наших первых музыкально-поэтических форумах — само собой, спустя более чем полвека они могли как минимум «повзрослеть».

Тогда они были студентами, сегодня стали пенсионерами, но им по-прежнему все это дорого, и они до сих пор с удовольствием к нам приезжают. А во-вторых, теперь они привозят своих детей и даже внуков. Так что Грушинский превратился в огромную дружную разновозрастную семью. Здесь всем хватает места, все друг другу рады. Главное достоинство фестиваля — удивительная теплая человеческая атмосфера.

— Как бы вы оценили состояние современной авторской песни?

— Талантливые молодые авторы и исполнители постоянно появляются, так что бардовская ниша не пустует, а ее удивительная эстетика никуда не испаряется. И от нынешнего мероприятия мы тоже ждем откровений. Конечно, имена такого уровня, как Визбор или Окуджава, появляются крайне редко, но, тем не менее, мы постоянно, затаив дыхание, думаем: а вдруг именно сейчас придет новый Высоцкий?

— Который, если не ошибаюсь, как раз таки на Грушинском фестивале никогда не выступал?

— Нет, увы. Ему запретили, и это очень грустная история. Мы его пригласили, он с большим удовольствием согласился, но только сказал, что ему нужно официальное приглашение властей. И когда я обратился в соответствующие инстанции, мне ответили примерно так: «Если вы хотите, чтобы этот фестиваль был последним, то, пожалуйста, зовите». Так что Высоцкого сюда не пустили, о чем мы до сих пор очень переживаем и жалеем.

— Классическая отечественная авторская песня всегда старалась дистанцироваться от катаклизмов и потрясений социально-политического характера. Не потому, что ей было все равно — просто перед ней стояли иные задачи. А как дело обстоит сегодня?

— Ситуация не изменилась, и темы, которые авторы раскрывают в своих произведениях, по сути, прежние. Походы, любовь, дружба, красота природы —все то, что составляет внутренний, интимный мир человека. Мы не хотим углубляться в политику. Во-первых, ни к чему хорошему это не приведет, а во-вторых, авторская песня, действительно, не про это.

— Такое понятие, как бардовская тусовка, до сих пор существует?

— Конечно. Вернее будет сказать, не бардовская, а туристская. Поскольку Грушинский фестиваль — прежде всего яркий красочный праздник туристов, людей, которые, стоптав не один десяток кед, обошли весь земной шар, все в таком духе. И для этих людей очень важно собираться с друзьями у костров, петь песни, строить грандиозные планы новых путешествий. И именно этот неповторимый туристский настрой продолжает придавать фестивалю жизненную силу.

— Конечно. Вернее будет сказать, не бардовская, а туристская. Поскольку Грушинский фестиваль — это прежде всего яркий красочный праздник туристов, людей, которые, стоптав не один десяток кед, обошли весь земной шар, все в таком духе. И для этих людей очень важно собираться с друзьями у костров, петь песни, строить грандиозные планы новых путешествий. И именно этот неповторимый туристский настрой продолжает придавать фестивалю жизненную силу.         

Фотографии: Сергей Савостьянов / ТАСС; Photoxpress (на анонсе).         

Источник