Выставки

От балета до французских пейзажей: выставка «На бумаге» на Кузнецком Мосту

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

19.06.2023

Проект представляет графику известных художников.

В выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком Мосту открылась экспозиция «На бумаге». По настроению это легкая и летняя выставка, как заметил один из ее участников художник Валерий Полотнов, а еще — очень изысканная. В белых залах развешены небольшие графические листы, созданные художниками-живописцами и мастерами монументально-декоративного искусства. Многие предстают для зрителей в новой ипостаси: например, супружеская пара Евгения Буравлева и Егор Плотников. Для живописи этих авторов (несмотря на яркую индивидуальность) характерна общая холодноватая сине-зеленая гамма, перекликающаяся с созерцательной пустынностью их пейзажей. Совсем иначе выглядит графика. У Егора это — волжские виды, неожиданно яркие: охристые, фиолетовые. У Евгении наоборот: монохромные французские пейзажи, совершенно осенние по настроению.

Ступая на территорию графики, по-новому раскрываются и другие художники. Живописец Анатолий Любавин, виртуозно использующих в картинах цвет, не менее изящно играет с монохромом. Причем, в его небольших работах, нарисованных чернилами (из серии «Художник и модель»), черный — изначально «не цвет» — исполняет роль особого цветового пятна. Юрий Попков (племянник одного из основателей сурового стиля Виктора Попкова) тоже спокойно расстается с цветом, важным для его картин, и рисует соусом черно-белую сценку — по мотивам шумных вернисажей («Фуршет»). А вот Андрей Ремнев не просто отбрасывает цвет, но и совершенно меняет свою манеру. Его живопись — со статичными монументальными фигурами — отсылает к древнерусскому и ренессансному искусству, а вот графика выглядит совсем иначе. Например, балетная серия — легкая и летящая: в этих быстрых зарисовках все словно приходит в движение. И хотя из большой серии представлено лишь несколько работ, нельзя не отметить: художник часто изображает конкретных артистов, создавая галерею современных балетных звезд.

Алексей Суховецкий в небольших изящных работах отходит от одной из своих главных тем — прекрасной изменчивой Москвы с ее смешением архитектурных стилей. И обращается к очаровательным местам, буквально дышащим древностью («Сад в Вилла Нова», «Замок в Бароло»). Время здесь словно остановилось, и в то же время эта красота кажется очень хрупкой. И поэтому выбор техники — а это нежная пастель — выглядит особенно точным. Валерий Полотнов, тонкий живописец, изображающей пейзажи родной Нижегородской области или виды Русского Севера, в графике раскрывается с новой стороны. На выставке представлены вещи, относящиеся к 70-80-м годам. Для этих графических работ, как и для живописных, характерен деликатный, «негромкий» колорит. Скажем, «Праздник урожая» словно нарисован полупрозрачной акварелью, хотя на самом деле исполнен гуашью. А созданный чернилами пейзаж «Перед дождем» кажется почти каллиграфией: небольшой шедевр по композиции и тонкости линий. Еще один художник Юрий Грищенко хорошо известен зрителю образами Москвы минувших эпох; при этом его картины ничуть не манерны — в отличие от творений тех же мирискусников. На выставке мастер показывает несколько набросков обнаженной натуры, выполненных сепией: примеры ясного и искусного рисунка.

В новой ипостаси предстают не только живописцы, но и художники, посвятившие себя монументально-декоративному искусству. Например, Антон Работнов, занимающийся росписями и мозаиками, показывает лаконичные листы: нарисованные акрилом суккуленты. Его работы — впрочем, это касается всех участников выставки — не выглядят обычными эскизами, набросками будущих больших картин, хотя графика чаще всего выполняет служебную функцию. Здесь же все вещи самоценны. Еще считается, что графика по сравнению с живописью — более камерная и интимная, и в целом это справедливо. На выставке можно увидеть портреты — совершенно непарадные, лиричные, словно подернутые дымкой, как у Юрия Григоряна. Пейзажи, как правило, тоже написанные с «небольшого расстояния», пропущены художником через себя. Характерен и выбор тем. Например, одиночество человека в большом городе — в сегодняшней Москве. Совсем молодой автор Ксения Балахонская окончила Суриковский институт в прошлом году, и в ее работах — экзистенциальных по духу, на первый взгляд, вроде бы ничего не происходит, однако художнице удалось уловить нерв времени. И радостно видеть ее вещи в ряду творений признанных и заслуженных авторов, среди которых — и Николай Горский-Чернышев, и Мила Сапожникова-Дук, и ушедший в прошлом году Кероп Согомонян. И хочется посоветовать зрителям не пропустить эту выставку — показывающую, чем живут и дышат сегодняшние художники и открывающую новые имена.

Выставка работает до 23 июня.

Фотографии Ксении Воратынцевой.

Источник