15.06.2023
Летом 2024 года Суздаль будет праздновать свое тысячелетие. В Кремле представили главный проект будущего торжества — выставку «Русский феникс: Суздальская земля», которую готовят вместе два музея.
Перед праздничными днями, 8 июня, в полутемном зале Оружейной палаты главы двух очень важных для страны музеев — директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина и директор Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева — рассказали о новом совместном проекте: выставке «Русский феникс: Суздальская земля», которая откроется в июне следующего года.
— Это уникальный межмузейный проект, который не имеет аналогов. Он посвящен тысячелетию со дня основания города Суздаля. Выставка «Русский феникс: Суздальская земля» раскроет историю расцвета и возрождения Суздальской земли и ее городов на примере памятников, хранящихся в Музеях Московского Кремля и Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Мы впервые решили показать замечательные памятники, которые были созданы в это период в Суздале, и привезли их на выставку, — рассказала на пресс-конференции Елена Гагарина.
По ее словам, в Московском Кремле есть экспонаты, которые попали сюда из Суздаля. На время выставки они вернутся на родину, а пока находятся в Оружейной палате. Многие из них появились в Кремле во времена Дмитрия Донского, когда столица была перенесена в Москву, а Суздальская земля потеряла самостоятельность.
Автор концепции экспозиции «Русский феникс: Суздальская земля», заведующий экскурсионно-методическим отделом Музеев Московского Кремля Сергей Брюн рассказал «Культуре» о том, какая главная идея легла в основу экспозиции.
— Не так давно я сделал концепцию для выставки в Музеях Кремля «Небесное воинство». Ее посмотрела глава Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева и обратилась к нашему директору Елене Юрьевне Гагариной с предложением о сотрудничестве. Было предложено несколько концепций, Елена Юрьевна и Екатерина Владимировна выбрали мою. Выставка называется «Русский феникс: Суздальская земля» и является своеобразным продолжением экспозиции «Небесное воинство». Главная идея, лежащая в ее основе, — показать не просто историю города Суздаля, древнего государственного образования, а показать Суздаль как точку притяжения, вокруг которой собирается Россия, которая, несмотря на разорения Батыя, Тохтамыша, Едигея, все равно возрождалась из пепла, как птица феникс, — говорит собеседник.
Экспозиция показывает преемственность Москвы от Суздаля. Ведь сегодняшняя столица была крепостью Владимиро-Суздальского княжества, которая прикрывала его юго-западные границы. Укрепления в Москве просуществовали до 1238 года, когда во время Батыева нашествия город был разграблен и сожжен.
Брюн напоминает, что Суздальская земля — это и Москва, и Тверь, и Владимир. Поэтому будет показана история от золотого домонгольского века до эпохи преподобного Андрея Рублева. Посетители увидят и памятники иконописи от домонгольского времени до XVII века, и сокровища ювелирного искусства этого временного промежутка, и памятники благочестия, в том числе и украшения, которые жертвовались иконе. Будет, конечно, раскрыта и Богородичная тема, потому что Суздальская земля — это особый удел Богоматери.
Преемственность, пожалуй, знаковое слово для этого проекта. Впервые из Оружейной палаты отправится на выставку золотой оклад самой знаменитой и значимой российской иконы — Богоматери Владимирской, ныне находящейся в храме при Третьяковской галерее.
По преданию она является списком иконы, написанной евангелистом Лукой. В V веке эта икона из Иерусалима попала в Константинополь. А в 1130 году греческий митрополит Михаил подарил ее киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Вскоре Андрей Боголюбский перенес икону из монастыря неподалеку от Киева во Владимир — в Успенский собор. Именно тогда ее и стали называть Владимирской. Икона разделила все трудности страны — во время нашествия Батыя, когда Владимир был разорен, ордынцы содрали с нее оклад. В конце XIV века, когда Тамерлан шел на Москву, московиты испросили для спасения чудотворную икону. Тамерлан остановился и повернул войско обратно. На месте «сретения» (встречи) Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь.
По словам заведующей научно-хранительским отделом «Музеи-соборы» Музеев Московского Кремля, куратора выставки Ольги Цициновой, по заказу митрополита Фотия в первой трети XV века греческими мастерами был сделан необычайно искусный золотой оклад, который украшал икону до 1918 года. Затем икона оказалась в Третьяковской галерее, а оклад долгие десятилетия не покидал стены Оружейной палаты. И вот впервые он отправится «путешествовать».
Куратор рассказывает, что в Суздаль отправится ряд памятников, которые ранее никогда не покидали стены Кремля, например икона «Спас Златые Власы» из Успенского собора. Выставку Цицинова называет выдающейся и показывает журналистам богато украшенное Евангелие — вклад в Архангельский собор архиепископа Суздальского и Тарусского Арсения Элассонского. Он был греком по происхождению и прибыл в Москву с посольством Контантинопольского патриарха, когда в Москве утверждалось патриаршество. Был свидетелем всех смутных времен; так, он надел шапку Мономаха на Лжедмитрия во время его коронации.
Ольга Цицинова говорит «Культуре», что часть экспозиции будет посвящена Суздальскому Покровскому женскому монастырю, который в XVI веке превратился в место заточения постриженных в монахини представительниц аристократических фамилий.
— Мы повезем богато украшенные драгоценными камнями две иконы «Спас Вседержитель» конца XVI века и «Богоматерь Владимирская». Они принадлежали княгине Анне Федоровне Ногтевой. Она была женой воеводы, служившего Иоанну Грозному. После смерти мужа Анна Федоровна постриглась в монахини. Вместе с собой она привезла в монастырь большую коллекцию икон очень высокого качества. Сам Покровский монастырь покажет произведения иконописи, ювелирного и ткацкого искусства. Это будет очень нарядный раздел, связанный с двумя музеями, — делится она.
Куратор напоминает, что этот совместный проект — первый для Музеев Кремля. Обычно готовятся самостоятельные выставки, которые могут демонстрироваться в других музеях, или в Кремль приглашаются представители других музейных институций. В этот же раз в проекте будет представлено примерно одинаковое количество экспонатов из Музеев Кремля и Владимиро-Суздальского музея.
— Наши выдающиеся вещи, их выдающиеся вещи будут представлены на одной площадке. Вещи, хранящиеся в Суздале, выбираются с помощью автора концепции Сергея Брюна. Он задал основные направления и сформулировал пожелания по экспонатам, которые затем отбирались уже с суздальскими коллегами. Предметы же из Музеев Кремля мы отбирали сами.
Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева в беседе с «Культурой» отметила, что, как и любые юбилейные даты, тысячелетие Суздаля — это возможность привлечь дополнительный интерес публики.
— Конечно, Суздалю больше, чем тысяча лет. Тысяча лет будет только первому его упоминанию. Но это хороший повод познакомиться с историей. Ведь основная задача нашего выставочного проекта — рассказать и проиллюстрировать богатую историю нашей страны. В перспективе мы рассчитываем на то, что у нас будет много совместных выставок с крупнейшими музеями страны. Наш музей — большая сокровищница, с богатой интересной историей, сейчас ее очередной виток, во многом благодаря интересу к родной стране, который сейчас появляется, — подводит своеобразный итог она.
Остается добавить, что среди экспонатов, предоставленных Музеями Московского Кремля, будет икона «Спас Златые Власы» конца XII — начала XIII века, шлем Ярослава Всеволодовича, найденный у села Лыково Юрьев-Польского района, русские кованые браслеты XII–XIII веков, потир с чеканкой начала XIII века, серебряный византийский ковчег XI века «Доска гробная» с византийской иконой, изображающей Дмитрия Солунского, и стальной западноевропейский меч XI века. Всего Музеи Кремля отправят на экспозицию около ста предметов.
Еще более ста экспонатов представит Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Экспозиция будет размещена в помещениях Суздальского кремля, в частности в знаменитой Крестовой палате Архиерейского дома. Перед отправкой на выставку, которая состоится в июне 2024 года, многие экспонаты будут отреставрированы.
Фотографии: Ярослав Чингаев / АГН Москва.