03.06.2023
100-летие Александра Розума отметят «Концертом длиною в жизнь» Александра Розума называют «голосом эпохи»: он работал со многими советскими композиторами, в его исполнении впервые прозвучали «Песня о Родине» и «Песня о Москве», специально для него был написан «Марш коммунистических бригад».
В этом году Александру Григорьевичу Розуму исполняется 100 лет, и Международный благотворительный фонд Юрия Розума совместно с Российским фондом культуры отмечают эту дату фестивалем его памяти. Накануне концерта, который состоится 3 июня в большом зале Культурного центра ЗИЛА, «Культура» встретилась с сыном прославленного певца, пианистом Юрием Александровичем Розумом.
— Юрий Александрович, вашего отца сравнивают с Федором Ивановичем Шаляпиным – оба из крестьянской семьи, самоучки, обладатели редкого голоса. Они действительно было похожи?
— Мне кажется, сравнение с Шаляпиным слишком прямолинейно, а если брать из других видов искусств, то ближе всего, конечно, Есенин. Отец и собой хорош был очень, и характер у него был очень открытый, эмоциональный, взрывчатый.
Вообще-то он хотел стать мастером художественного слова, очень хорошо читал. На самодеятельном конкурсе, где его впервые заметили, он выступал как чтец. Но заболел его друг-певец, и отца вытолкнули на сцену, зная, что он замечательно поет.
В папином становлении огромную роль сыграла мама, она тоже народная артистка, один из лучших хормейстеров русского народного хора. Мама была из другого мира, из интеллигентной московской семьи, бабка – пианистка с консерваторским образованием, дед – выходец из семьи священника.
— Где же в советское время могли познакомиться такие разные люди?
— В Гнесинском институте. Мама пришла туда забросить сети, чтобы вылавливать голоса для хора. Мама была любимой ученицей Клавдия Борисовича Птицы, выдающегося хормейстера, закончила у него и консерваторию, и аспирантуру. И уже в аспирантуре стала работать хормейстером Хора русской песни Гостелерадио. Там получила задание – искать новые кадры. Пришла в Гнесинку, и ей порекомендовали обратить внимание на восходящую звезду – Сашу Розума. А он действительно очень ярко вошел с самого начала и попал в класс Геннадия Геннадьевича Адена, представителя итальянской вокальной школы. Это был такой Профессор Профессорович, все время в образе, важный ходил, размеренный. У нас постоянно бывал, потому что он обожал папу, а папа его. И даже когда папа закончил учиться в институте, он каждое утро ездил к Адену распеваться.
Когда он возвращался домой в 10 утра, уже час или полтора пораспеваясь, бабки на скамеечках, собравшиеся, чтобы полузгать семечки и обменяться новейшими сплетнями, говорили: "Ну, вот он, артист, гулял всю ночь, теперь возвращается домой, вспомнил, что есть семья".
Папа был молодой красавец, любимец общества, и вдруг подходит к нему какая-то пигалица, худенькая, щупленькая, и говорит: "Александр, мы хотим вас пригласить в Хор русской песни". Ну, он ответил ей что-то типа: иди ты со своим хором. И вдруг Аден ему говорит, узнав про эту историю: «А ты знаешь, сходи, поработай. Тебе полезно будет".
И вот так они познакомились, потом он начал ухаживать за мамой, отбил у жениха — худрука хора Николая Васильевича Кутузова, народного артиста Советского Союза.
Папа его легко победил, и потом всем хором праздновали свадьбу. Когда я появился, во мне видели сына полка, все меня нянчили, я сначала в коляске слушал репетиции хора, а потом уже гуляя. И в Гнесинку мама часто меня брала, я там бегал по коридорам, заходил в классы и слушал занятия. И к папе на концерты ходили. Папа после хора поступил в Ансамбль советской оперы и стал первым исполнителем многих только что написанных опер – Шапорина, Шабалина, Молчанова. В общем, достаточно интенсивная оперная жизнь была.
В Большой он не пошел, потому что в детстве упал с печки и сломал правую руку. Рука срослась, но локоть остался обездвиженным, поэтому на сцене папа был немного скован. Он пел очень много оперных арий, и замечательно это делал, но работал солистом Филармонии, а не в театре.
— Почему концерт к 100-летию Александра Григорьевича вы делаете не песенный, а общемузыкальный?
— Потому что жизнь отца – это была музыка во всех жанрах. Он дружил с различными композиторами, и не только песенниками, но и симфонистами. С Владимиром Ивановичем Федосеевым они ходили друг к другу на концерты и выступали вместе. Да и как певец он был бесконечно разнообразен, это был и оперный певец, и академический, с его огромным романсовым репертуаром, и русский певец с народными корнями, и эстрадный певец.
Позже они подружились с Кобзоном. Кобзон участвовал в одном из концертов, которыми я отмечаю родительские даты, и рассказывал: "Когда я начинал, я хотел занять нишу патриотической песни. Подготовлю какую-нибудь, прихожу на радио, хочу записать, а мне говорят: "Нет, это уже Саша Розум записал". Я так его невзлюбил! А потом встретились на каком-то концерте, познакомились, и обаяние и голос Розума меня сразили". Они общались очень тепло с Кобзоном, и так же с Левой Лещенко. Лева говорил: "Мы ему прямо в горло заглядывали, чтобы увидеть, как он поет, пытались научиться".
— А из вас родители не пытались вырастить певца, не было такой идеи?
— Папа хотел, но Бог не дал мне голоса. Он говорит: "Да разовьем тебе голос, только вот занимайся, распевайся". Но у меня вообще с этим сложно, я не попадаю в ноты, хотя у меня абсолютный слух. Я еще лет в семь определился, что буду пианистом, но сначала мама отдала меня к такой учительнице, которая чуть не отбила мне всю охоту. Я часто сейчас на своих фестивалях сталкиваюсь с таким преподаванием, когда идет сплошная муштра, когда ты играешь на незнакомом тебе языке, и учительница тебе не объясняет, что в музыке происходит и зачем вообще все это нужно.
Я сказал, что я в школу не пойду. А тут Аден посоветовал показать меня Анне Даниловне Артоболевской. Это была просто гениальная учительница в смысле воспитания детей, умения привлечь их к музыке. Помню, после того, как год сидел на трех-четырех пьесах, там какое-то одно "Бурре" мусолил чье-то в ре миноре весь год, она с первой встречи мне задала концерт Гайдна, пять инвенций двухголосных, три инвенции трехголосных Баха, этюды, какие-то пьесы из "Детского альбома" Чайковского, «Альбомы для юношества» Шумана, и ноты дала. Я пришел домой, открыл их, и вместо моих отвоеванных 15 минут в день занятий просидел у рояля три часа, чем просто шокировал своих родителей и даже бабушку, которая была такой цензор-цербер. И тогда я сказал: "Да, я буду заниматься". И меня приняли в ЦМШ. Предлагали виолончель. Нет, только фортепиано и только в классе у Анны Даниловны Артоболевской.
— Какие песни были написаны специально для вашего отца?
— Новиков написал для него знаменитый "Марш коммунистических бригад": "Будет людям счастье, счастье на века. У советской власти сила велика", — ставший просто символом того времени, причем символом подлинного патриотизма. Потому что музыка очень хорошая, и папино исполнение было потрясающее. Левашов для него писал "Ты позови меня, Россия", тоже замечательная песня. Колмановский какие-то вещи, помню, ему давал на первое исполнение, Долуханян, Мурадели. Это композиторы, которые на него просто молились, делали на него ставку и писали в расчете на его голос. И действительно, этот голос был идеально соответствующим по тембру, по яркости и по манере пения. Потому что отец верил в то, что он поет.
— Дома у вас тоже пели, наверное?
— Дома пели все. Мы жили в одной маленькой комнатке, разделенной пополам, в деревянном доме на Большой Грузинской: дедушка, бабушка, бабушкина двоюродная сестра тетя Дагмара — немка, которая по-русски практически не говорила, старая дева, ей было 90 лет, — папа, мама и иногда бабушкин сын от первого брака, мой дядька Игорь Селезнев. Он приезжал и тоже останавливался у нас, спал под роялем, оборудовал себе там спальное место, обил все коврами и провел ночничок.
Я спал на рояле. Когда я был совсем маленький, туда водружали кроватку, а потом стали просто стелить на крышке постель. Тут же, рядом, спали папа с мамой, и на сундуке спала бабушка. Дедушка спал в другой комнатушке, первой, где у нас стол стоял, и там же тетка Дагмара. А когда из Тулы приезжала моя прабабка, дедушкина мать, жена священника, она спала на кухонном столе. Вот такая у нас была семейка.
Так я не засыпал, пока все, кто был в доме, не споют мне несколько песен. В основном это была военная программа – "Лес дремучий снегами покрыт. На посту пограничник стоит…", потом "По долинам и по взгорьям…" Бабушка работала в Горках Ленинских учителем пения, и это был ее репертуар. Дед пел фальшиво, я в него, наверное, пошел, мама более-менее точно, но у нее голос был некрасивый, и она это прекрасно понимала, как хормейстер. А папа приходил уставший, уже не хотел петь, а я всех заставлял петь. И я с ними пел все мимо нот, на двух-трех тонах. Мама была уверена, что у меня нет слуха.
Папа пел с утра, он вообще ни одного дня до самых последних дней жизни не начинал без распевки, это утренняя гимнастика для голоса. И всегда убеждал и своих учеников, и всех, кто с ним советовался: "Не надо экономить голос. Это как мышцы, они должны быть постоянно в тренаже". Другое дело, когда сольный концерт вечером, тогда, конечно, не надо разговаривать, потому что разговор особенно напрягает голос, связки, и к вечеру там яркости не останется. А в обычной жизни никакой пощады, он пел утром, он пел днем, он пел вечерами на концертах, и вечеринках.
А вечеринок было полно, родители были гостеприимные, и папу не надо было просить, ему просто предлагали: "Сашуль, может быть, споешь что-нибудь?" – и он пел. Он сочинял специально слова на известные мелодии, например, каждый день рождения мамы, 29 мая, он на мелодию Новикова "Не могу я тебе в день рождения дорогие подарки дарить" сочинял новые слова. И вот мама еще спит, он нас всех поднимает, и мы идем и исполняем ей какой-нибудь новый шедевр.
Когда они поженились, мама привезла отца подо Ржев, в деревню Хомутово, оттуда была родом ее мама, русская немка. Там домики стояли прямо на берегу, и совсем у Волги — банька, и вот он влез на нее и стал петь. И по Волге на много километров разнесся его голос, потому что там такая акустика, что даже когда обычными голосами на другой стороне говорят, все слышно.
С годами это уже стало как вече, как колокол для всех окрестных колхозников – Саша приехал. Как голос услышат, бросали работу, переезжали через Волгу, брали с собой картошку, огурцы, помидоры, лук, водку, самогонку и гуляли несколько дней подряд. Были такие, как мы сейчас называем, "фолк фест" – народные гуляния.
Для отца не было разницы – петь в Кремлевском дворце съездов, в зале Чайковского или на Волге, на берегу, для колхозников. Мне часто говорят: "Ты такой демократичный, ты со всеми нормально общаешься, одинаково". Откуда мне было другому научиться? Родители со всеми говорили на равных, любили людей. Для них важна была душа человека, характер и порядочность. А позиция и достижения внешнего плана были неважны.
— Ваш отец ушел в 1987-м, жизнь в стране уже начала меняться. Как он воспринимал перемены?
— Ему очень нравился Михаил Сергеевич. Хотя он был убежденным коммунистом, не представлял себе Россию другой, не коммунистической. И в этом у меня с родителями были большие-большие разногласия, я был непримирим в своем антисоветизме. Родители очень переживали. И то, что я каждые выходные ездил в Лавру на исповедь, и запрещенные книги, и потом уже ситуация, при которой я стал невыездным на третьем курсе Консерватории, — все это их очень огорчало.
— Как получилось, что вы стали невыездным?
— Я посылал куда подальше комсомольскую организацию, приносил "Архипелаг ГУЛАГ" на лекции, спорил с преподавателем исторического материализма и, конечно, всех уже достал. Папа говорил: "Зачем ты? Ну, хочешь читать – читай, но не надо об этом кричать". Я был умеренный диссидент, не ходил с плакатами на Красную площадь, поэтому меня не посадили, но лишили возможности поездки на конкурс имени Королевы Елизаветы, потом на другие конкурсы, и я стал невыездным. Мне не дали рекомендацию в аспирантуру, и я пошел в армию. С красным консерваторским дипломом.
Но армия меня как раз спасла, защитила, дала поручительство, что я вернусь из-за границы. И я поехал в Мадрид, на конкурс имени Королевы Софии, там стал лауреатом, потом взял первую премию на Конкурсе Марии Канальс в Барселоне. И это были для папы самые счастливые годы. Он меня всегда поддерживал в моем стремлении достичь высокого профессионального уровня, постоянно говори: "Не опускай руки. Я в тебя верю, ты пробьешься, ты достигнешь, ты найдешь свою публику, ты будешь ездить по всему миру".
— Что в программе юбилейного концерта в Культурном центре ЗИЛ?
— Я что-то расскажу, чтобы у зрителей возник папин образ. Потом будут детские номера – выступят стипендиаты Международного благотворительного фонда Юрия Розума, потом я поиграю сольные произведения Рахманинова. Закроет первое отделение хор, который вышел из маминого хора, «Симонова слобода». Второе отделение начнет молодежный оркестр Шнитке, споют солисты – Света Касьян, Оскар Абдразаков. А потом мы рванем "Второй концерт" Рахманинова с оркестром и с балетом. Вот такой будет у нас концерт памяти Александра Розума.
Летом и осенью планируются еще несколько юбилейных концертов — в Сатке, где есть школа моего имени, это Южный Урал, и в Завидово. Закрытие программы будет в Зарядье 2 октября.
— То есть вы подготовили не один концерт, а целый фестиваль, протяженный во времени и в пространстве, с апреля по октябрь и от Москвы до Урала.
-Да-да, "Концерт длиною в жизнь".
Фотографии предоставлены Российским фондом культуры
Источник