01.05.2023
Материал опубликован в №4 печатной версии газеты «Культура» от 27 апреля 2023 года.
Последний месяц весны музеи и галереи встречают целой россыпью проектов. Наиболее любопытные из них — в подборке «Культуры».
Москва, Дом русского зарубежья. До 17 сентября
2. ART & SOUND
Меломанам на заметку: выставка культовых обложек музыкальных альбомов не только заставит зрителей отчаянно ностальгировать, но и напомнит, что популярная музыка нередко шла бок о бок с изобразительным искусством. Прежде всего благодаря художникам, работавшим на массовую аудиторию, — например, Энди Уорхолу, Жан-Мишелю Баския, Сальвадору Дали, Рою Лихтенштейну и даже Пабло Пикассо. Конечно, сближение «высокого» и «низкого» жанров случилось не сразу: выставка расскажет о первых шагах пятидесятых–шестидесятых; о смелых экспериментах семидесятых — эпохи глэма и инопланетного Зигги Стардаста, персонажа Дэвида Боуи. О дерзких восьмидесятых и прошедших под знаком электронной музыки девяностых и нулевых. На сладкое же, чтобы пощекотать нервы, покажут обложки, сгенерированные искусственным интеллектом. А в качестве бонуса предложат примерить электрогитары и посидеть за барабанной установкой и на минутку почувствовать себя рок-звездой.
Санкт-Петербург, Музейно-выставочный центр «РОСФОТО». До 28 мая
4. «IN MEMORIAM. ОСТАНОВЛЕННОЕ ВРЕМЯ»
«Нет, весь я не умру», — писал Александр Сергеевич Пушкин, и его современники, понимавшие масштаб дарования поэта, попытались сохранить для потомков его земной облик. Речь идет о давней традиции — создании посмертной маски. Вообще тема смерти обросла в русской культуре множеством табу, но по-прежнему волнует многих — особенно когда речь идет о выдающихся личностях. Третьяковская галерея обращается к этой деликатной теме и показывает одну из своих самых закрытых коллекций — собрание посмертных масок, сопоставляя их с прижизненными портретами. Здесь можно, например, увидеть посмертную маску Николая Гоголя — уходившего тяжело, в муках — и сравнить ее с прижизненными изображениями. Или лик потерявшего рассудок, ослепшего Михаила Врубеля, тоже сильно страдавшего, — так непохожий на автопортрет, выполненный за пять лет до смерти. Каким человек сохраняется в памяти потомков и что остается, когда обрывается нить, связывающая тело с душой, — об этом предлагают поразмышлять зрителям.
Санкт-Петербург, галерея KGallery. До 4 июня
6. «ЕВГЕНИЙ ХАЛДЕЙ. ЭПОХА В КАДРАХ»
Евгений Халдей — один из классиков советской фотографии, и его большая ретроспектива открылась в конце апреля совсем не случайно: мастер — автор знаменитых снимков «Знамя Победы» и «Регулировщица». На выставке можно увидеть около четырехсот работ разных лет, в том числе и фотографии, которые ранее не публиковались, а также служебные документы, хранившиеся под грифом «секретно». Снимать Халдей начал рано, в 18 лет уже печатался в газетах, однако международную известность ему принесли именно военные кадры. Он оказался бесстрашным репортером, запечатлевшим и отчаянные бои за Керчь, и растерзанный Севастополь, и освобожденный опустевший Берлин. Его снимки впоследствии использовались как доказательства на Нюрнбергском процессе. При этом фотографии Халдея — даже изображавшие пленных немцев — всегда отличала особая, гуманистическая интонация.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей. До 15 мая
8. «ИНДИЯ. ОТРАЖЕНИЯ»
Собрание коллекционеров Екатерины и Андрея Теребениных уже видели московские зрители, а теперь пришел черед нижегородцев. Совершить воображаемое путешествие в древнюю страну предлагают необычные экспонаты: современное индийское искусство и традиционные ткани ручной работы. Подобное сочетание выглядит вполне обоснованным: ведь время в Индии словно утрачивает линейность, и столетия перемешиваются причудливым образом. Тончайшие яркие сари и шали отсылают к традициям ручного ткачества: высочайшая планка была задана во времена империи Великих Моголов, и нынешние мастера пытаются ей соответствовать. А современное индийское искусство предстает оригинальным, совсем не адаптированным под европейские вкусы: недаром оно нам практически неизвестно. Кстати, выставка должна была стать своеобразным прологом к большому проекту Третьяковской галереи, посвященному Индии: его придумала предыдущий директор Зельфира Трегулова. Однако события последних лет перечеркнули эти планы, и тем ценнее нынешняя возможность прикоснуться к далекой, но такой завораживающей культуре.
Москва, центр «Зотов». До 6 августа
10. ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ АЛЕКСЕЯ СУХОВЕЦКОГО
Юбилейная выставка народного художника РФ и академика РАХ Алексея Суховецкого получилась масштабной: более ста работ. Казалось бы, подобная ретроспектива — повод выставить лучшие произведения разных лет, чтобы показать свои достижения. Однако Алексей Николаевич выбрал живопись и графику, созданные в последние годы, и тем самым подтвердил, что находится сейчас на пике творческой формы. Зрители хорошо знают Суховецкого-живописца, и действительно: выставку открывают полотна, в том числе натюрморты, — тщательно продуманные, с культурными аллюзиями — и в то же время эстетские, словно написанные современником Александра Бенуа и Льва Бакста. Но главная героиня картин — все-таки Москва: Алексей Суховецкий, родившийся в столице, любуется ее стремительно меняющимся обликом. Порой она сверкает и манит ночными огнями с балкона его мастерской. А иногда предстает в бледном зимнем свете — заснеженная и молчаливая. Над ее каменными проспектами маячат башни Москва-Сити, и над этим прекрасным и грешным городом нависают грозовые облака. А иногда, напротив, — парят ангелы, и разномастная архитектура вдруг окрашивается ровным белым светом.
На фотографиях: Пастернак Л.О. "Поздравление", 1914. Предоставлена пресс-службой Государственной Третьяковской галереи. (На анонсе) С. Чехонин. "Тарелка", 1918. Предоставлена пресс-службой галерея KGallery.