Театр

Проект «Цирк на ощупь» стартовал в Рязани

Татьяна ФИЛИППОВА, Рязань

26.04.2023

Его задача — познакомить с цирковым искусством людей с нарушением зрения. «Культура» побывала на спектакле «Вместе целая страна», который сопровождается тифлокомментированием.

Название программы «Цирк на ощупь» настолько выразительное, что сразу представляешь себе человека, который пытается познакомиться с цирком тактильно. Как он проводит рукой по ковру на манеже — опилки, к сожалению, уже в прошлом. Или за кулисами кормит морковью лошадь, которая во время представления летит по кругу, в то время как наездник стоит в седле на руках, висит вниз головой и совершает акробатические прыжки. Такой вариант знакомства с цирковым искусством разработчики программы «Цирк на ощупь», кстати, тоже допускают.

С цирком можно договориться о мини-экскурсии за кулисы, чтобы подышать воздухом манежа (очень специальным, не похожим ни на какой другой и не всегда приятным), потрогать сценические костюмы и оборудование, страховочные тросы например, и действительно узнать цирк на ощупь. Но главное в инклюзивной программе — это тифлокомментирование, то есть профессиональное описание происходящего на манеже, которое незрячий человек получает в наушники. Оборудование для тифлокомментирования покажется знакомым всем, кто в девяностые и нулевые годы бывал на спектаклях зарубежных театров, которые приезжали к нам на гастроли. Сейчас принято сопровождать спектакли, которые идут на иностранном языке, бегущей строкой, а лет десять-пятнадцать назад каждый зритель получал оборудование для синхронного перевода.

Проект, позволяющий незрячим людям «увидеть» шоу, запустили год назад в санкт-петербургском цирке «На Фонтанке». Партнером Росгосцирка выступили благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и программа поддержки людей с нарушениями зрения «Особый взгляд». За год к проекту подключились цирки в четырех других российских городах (Екатеринбург, Сочи, Саратов и Нижний Тагил), и вот сейчас к ним присоединятся еще пять.

Рязанский цирк открывает второй этап, причем, как рассказала на пресс-конференции его директор, Елена Остроумова, это право рязанцы получили, победив в конкурсе, — им пришлось написать целое эссе с обоснованием, почему именно здесь нужна инклюзивная программа. Возможно, на выбор организаторов повлияло и то, что в спектакль с аудиодискрипцией уже есть в Рязанском драматическом театре.

Автором тифлокомментария к спектаклю «Вместе целая страна», который сейчас работает в рязанском цирке, а потом поедет в Ярославль, стала Наталья Исайкина, преподаватель-дефектолог школы для детей с нарушениями зрения. На представление пришли и ее ученики, которые прежде в цирке не были.

Владимир Плехов, заместитель руководителя программы «Особый взгляд», комментируя запуск второго этапа «Цирка на ощупь», объяснил, что речь идет не о разовой благотворительной акции, а о создании инфраструктуры досуга для людей с инвалидностью.

— К сожалению, она не была сформирована, потому что эти люди десятилетиями находились в своем коммьюнити, в замкнутой системе, которая ограничивалась пределами Всероссийского общества слепых. Люди выросли — несколько поколений — с пониманием того, что они не смогут проводить свободное время наравне с здоровыми, зрячими людьми. Сейчас мы создаем инклюзивные программы, чтобы незрячий человек мог в любой момент сходить с семьей в цирк или в театр.

Вторая задача инклюзивных программ — сделать незрячих людей видимыми для социума. Доступная среда, о которой мы сейчас так много слышим и говорим, для людей маломобильных — это пандусы и специальные лифты, в которые может поместиться инвалидная коляска. Незрячему приходится преодолевать скорее информационные барьеры. Не все понимают, как вести себя с человеком, у которого в руке белая трость. Еще сложнее — если у него собака-проводник.

Тем, кто познакомился со Светланой Телицыной, создателем клуба «Мудрый пес», и ее четвероногим другом Честером (оба участвуют в работе программы «Особый взгляд» и приехали проверить на доступность Рязанский цирк), будет уже немного проще — Светлана много рассказывала о себе и о Честере. Но в рязанской гостинице, где она поселилась, признались, что впервые видят человека с собакой-проводником.

Светлана потеряла зрение подростком, цирк она видела глазами и помнит свои детские впечатления, поэтому картинка у нее начала складываться сразу, как только в наушниках зазвучал голос тифлокомментатора.

«Мне очень понравился номер под названием «Ангел», — написала она в своем аккаунте «ВКонтакте». — Под красивую нежную музыку эквилибрист под куполом цирка, девушка в белом, с крыльями, делала такие вещи, словно действительно в воздухе был не человек, а дух!»

Проект Росгосцирка, компании, которая управляет тридцатью семью стационарными цирками страны, по-видимому, приблизит официальное признание профессии тифлокомментатора. Профессия уже существует, но добиться урегулирования профессионального стандарта, по словам представителя программы «Особый взгляд», не удается уже долгие годы. Хотя аудитория у тифлокомментариев не маленькая — только инвалидов по состоянию зрения в России больше 300 тысяч человек. 

Фотографии: официальный сайт Росгосцирка.

Источник