Кино

Региональный «Киномарафон» прорубит окно в Россию

Алексей КОЛЕНСКИЙ

14.04.2023

В рамках «Киномарафона студенческих работ Центрального дома кинематографистов» состоялся круглый стол, посвященный возможностям и перспективам, общим проблемам и штучным удачам региональной кинофикации.

Начальник отдела по связям с регионами Союза кинематографистов Андрей Трещалин отметил «молодость собравшихся и важность умножать контакты», директор Дома кино Екатерина Головня подчеркнула: «Мне крайне важно представлять ваши фильмы на наших экранах, делать такие показы необходимо! В наши премьеры уже активно влились Якутия, Татарстан, Башкортостан и Краснодар показал очень сильные дипломные работы… Мы ждем всех — всегда рады видеть вас и ваши фильмы!» Организатор «Киномарафона», креативный продюсер Дома кино Дарья Муромова поддержала коллегу: «Мы договариваемся о показах в процессе общения и отбираем даже учебные работы, что вовсе не значит — непрофессиональные!»

Наболевшим поделился оргсекретарь подмосковного отделения Союза Юрий Литвинов: «Нашу область, как и Москву, считают центром цивилизации, но это такой же регион, как, например, Иркутск — молодых людей до сорока лет у нас всего десять процентов. Приглашаю всех приходить к нам, искать поддержку и помощь… а всем, кто хочет стать во главе кинокоманды, я бы советовал начинать с простых проектов — организации студенческих фестивалей, образовательных классов для тех, кто идет за вами».

Ответственный секретарь Свердловской организации Павел Поляков поддержал коллегу: «У нас областная организация Союза насчитывающая 107 человек и та же проблема: до сорока лет менее десяти процентов!» Однако, с индустрией в области все более-менее: «Около десяти студий снимают документальные и анимационные ленты, игровых гораздо меньше, но «А-фильм», «Снега», «29 февраля», получившая второе дыхание «Свердловская киностудия стремятся возродить большое кино. За прошлый год снято около двадцати фильмов, участвовавших в различных фестивалях. Начинает работать Кинокомиссия, уже в конце года будут получены первые рибейты, проходит фестиваль «Кинопроба» и неигровой смотр «Россия», уже 34 года. Был и игровой «Кинофест» в 16-м и 17-м годах, но его жизнь не сложилась и мы решили проводить недели уральского кино — в виде творческого отчета местных студий, получили огромный резонанс. Пять дней сеансов документальных и анимационных, 23 сеансов, 84 работы посетили более двух с половиной тысяч человек, оба зала Дома кино были полны. Увы, в регионе нет профильного высшего кинообразования, но активно заработала школа кино при Свердловской киностудии — уже прошел третий набор второго состава творческих групп. Есть проблема утечки кадров — многие переезжают в другие регионы, особенно — Москву… Несмотря на развитую инфраструктуру, к нам редко приезжают съемочные группы, но самой большой проблемой остается привлечение молодежи в Союз кинематографистов. Причина — упразднено ранее обязательное условие: членство в творческом союзах для соискания грантов или стипендий, тут нужны дополнительные бонусы».

«Для молодых будет интересно взаимодействие с профессиональными гильдиями, у нас их тринадцать и все стараются помогать молодым специалистам — напомнила собравшимся Екатерина Головня.

Глава Казанского отделения Союза Ильдар Ягафаров был несколько обескуражен настроениями коллег: «Молодежь у нас очень активна, особенно в рекламе и коммерческих фильмах. С полным метром труднее, ведь им нужно заниматься, не отвлекаясь на сторонние заработки… Начинающим сейчас сложновато и нам нужно разобраться: следует ли рекламщикам называть себя кинематографистами? Они порой стремятся в Союз, но для приема или отказа у нас не разработаны критерии. Важно, что бы через пять-десять лет в наших рядах состояли талантливые люди, делающие уникальные вещи, а не какие-нибудь склочники. У нас много планов работы с молодежью, а вопрос ее обустройства в регионах — это уже государственный уровень — нужно построить от Владивостока до Калининграда тридцать киностудий… Иначе специалисты так и будут перебираться в Москву, где всегда есть системная работа, а у нас ее нет и пока не будет государственной программы нигде ничего не будет!» Ягафаров поблагодарил организаторов за планирующееся проведение казанского Эха студенческого киномарафона: «Люди приходят на такое кино как на родник!»

Профессор кафедры телерадиовещания Краснодарского государственного института культуры Григорий Гиберт тоже не нашел оснований для радости:

«Хотелось бы сказать о самом главном — об образовании; меня ужасают абитуриенты, не видевшие «Кавказскую пленницу» или «Джентльменов удачи» и на вопрос «зачем пришел» отвечающие «стать звездой». Образовательный и культурный уровень у них ниже стола и очень жаль, что заглохла президентская инициатива проведения уроков кинематографии… Эту проблему надо решать, главное сейчас — заниматься воспитанием!»

Максимально оптимистичны оказались донбассцы из Шахтерска: представители колледжа имени Ханжонкова с энтузиазмом влились в большую семью: «Наши ребята делают видео, защищают им дипломы, участвуют в деятельности студенческого корпункта!» Представитель донецкого Министерства культуры поддержал педагогов, обещал активизировать творческую и фестивальную работу, продолжать открывать кинозалы при поддержке Фонда кино.

Достигнутыми успехами поделились пермяки и челябинцы. Руководитель пермского отделения Ольга Аверкиева предложила эскиз системной работы: «У нас немного членов, но много молодежи — в первую очередь это связано с наличием киноотделений в двух творческих вузах — Институте культуры и государственном национальном исследовательском университете. В основном выпускники уезжают в столицу, но от каждого курса остается один-два человека, вернулась снимать кино выпускница ВГИКа… Позитивную роль играет самый крупный фестиваль документального кино «Флаэртиана», будоражащий ребят, видящих уровень коллег. Недавно провели первый региональный пермский питчинг, рассмотрели 52 заявки и выбрали пятнадцать проектов».

Убедительнее выступили челябинцы: «Наше отделение Союза кинематографистов открылось в 2019-м и развило четыре направления. Это — работа ассоциации с внешними командами и интенсивами уральских специалистов (через них прошли уже двести человек), создание технической базы для одновременной работы более дюжины полнометражный проектов и они уже снимаются по всей стране и, даже, за рубежом. Третье — образование на базе института культуры и четыре — активизация работы всего кинематографического сообщества!»

Тут-то и проявились первые результаты: за последние пять лет студенческие и независимые работы земляков были на всех фестивалях страны. Не подвел и Челябинск, организовавший фестиваль «Человечное кино», с очень строгим конкурсом отбора (на экраны попадают около пяти процентов предложенных картин), научными конференциями и образовательными программами для дебютантов с целевым предоставлением бесплатного профессионального оборудования. Кстати, местная анимационная студия ведет и подготовительную работу для подготовки в центральные вузы…

Однако, системная поддержка регионального развития — дело будущего, а пока… Известный документалист, педагог вгиковского филиала в Иркутске Сергей Головецкий подчеркнул, что для кинематографиста «марафон — суть эстафета, стартующая с получения диплома. Индустрия, и ВГИК, и студии которыми была покрыта страна в советские годы — продукт государственной политики, а сегодня ее никто не видит. Ее нет, поскольку из производственной цепочки изъят зритель. Есть бюджет и Минкульт, продюсер и отчет, сводящийся к констатации факта: на полке разместили новый продукт с биркой «сделано при поддержке Министерства…» Это — как надпись на могильной плите. Отсутствие широкого, не фестивального зрителя превратило наш профессиональный кинематограф в полу-любительский. Кино — инструмент крупного масштаба и без соответствующей государственной политике он будет пробуксовывать, что мы и наблюдаем в течении тридцати лет. Петр Первый прорубил окно в Европу, наша задача — прорубить окно в Россию! Нужно сосредоточиться на самом главном — нам необходим государственный канал для показа документальных фильмов. Сегодня чтобы снимать кино нужно быть большим философом и я учу своих студентов: наш зритель придет через пятьдесят лет!.. Мы — мощный информационный и идеологический ресурс, существующий сейчас в режиме ожидания, мы как разведчики-нелегалы: когда же нас призовут?!»

Возможно, быстрее, чем кажется… Выступающие с энтузиазмом встретили инициативу режиссера Анны Франк, представившую новый ресурс — «Конструктор кинопроектов Союза Кинематографистов России», профессиональный сайт «Киноконструктор» поддержанный Союзом кинематографистов, Министерством культуры, ВГИКом, «Мосфильмом» и Президентским фондом культурных инициатив.

Автор презентовала свое детище кулуарно, но без обиняков: «Сегодня наша страна как никогда нуждается в новых именах и качественных кинопроектах, система индустрии, представлявшая собой в основном московский междусобойчик, заканчивается! Наступает время, когда профессионализм и качество ваших работ будет стоять выше умения «тусоваться». Итак, я представляю вам возможность создать кинопроект в специально разработанной форме, отправить на модерацию, получить обратную связь, найти специалистов из регионов и локации по России. В свою очередь, продюсеры могут получать готовые, проверенные модераторами проекты, находить команды, получать рассылку проверенных проектов выбранной темы или жанра. С нами готовы сотрудничать ведущие кинокомапнии, платформы, дистрибьюторы». Официально платформа стартует 25 апреля, но зарегистрироваться на сайте киноконструктор.рф можно уже сейчас.

Без сомнения, этот ресурс поможет наметить и дорожную карту регионального развития. А что делается уже сейчас? «Культура» обратилась к заместителю директора Фонда поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов Дмитрию Якунину:

— Приветствую инициативу коллег, так как уже не первый год продвигаю свой «киноконструктор» — платформу script.moviestart.ru, где каждый автор может заполнить заявку и собрать свой проект. Важно что бы эти заявки качественно оформлялись, обновлялись и продвигались… Если же говорить о первых успехах нашего Фонда, отмечу, что в прошлом году мы поддержали 96 региональных неигровых фильмов, сделанных с любовью к родным краям и России. Примерно пополам в их создании участвовали столичные и региональные авторы, в будущем их число будет увеличиваться.

Наш документальный цикл «Россия: взгляд в будущее» сейчас получает прокатные удостоверения, ведет переговоры с прокатчиками, платформами и телеканалами. На 45-м Московском кинофестивале и других смотрах мы представим шесть фильмов этой программы, а будущее регионального кино и его место в индустрии обсудим на бизнес-площадке ММКФ с участием представителей регионов. Там же представим концепцию модели регионального кино «Новый вектор», который проведем в Светлогорске в конце июня с презентацией успешных практик образования, производства, проката, деятельности кинокомиссий… Говоря в целом, дабы таланты не уезжали в Москву нужно активно развивать местную инфраструктуру, включая образование и съемки больших проектов, но очевидно, без поддержки региональных властей наш Фонд обойтись не сможет.

Фотографии предоставлены Центральным Домом кинематографистов

Источник