Театр

«Островский в Доме Островского»: путеводитель по фестивалю

Елена ФЕДОРЕНКО

12.04.2023

Сегодня, 12 апреля 2023 года, исполняется 200 лет со дня рождения великого драматурга Александра Островского. Накануне в Москве открылся XIII Международный фестиваль «Островский в Доме Островского» и состоялась пресс-конференция, посвященная этому событию. Афишу фестиваля, инициированного Малым театром и Министерством культуры РФ, составили девятнадцать спектаклей. Четырнадцать пройдут в Москве, на сценах Малого театра, пять сценических версий увидят зрители филиала Малого в Когалыме Ханты-Мансийского автономного округа. На пресс-конференции за столом президиума: статс-секретарь — заместитель министра культуры России Алла Манилова, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин, заместитель худрука Малого и ректор театрального училища (института) имени М.С. Щепкина Борис Любимов, директор Малого театра Тамара Михайлова, заместитель худрука Малого театра по творческим вопросам Алексей Дубровский, председатель жюри фестиваля Нина Шалимова. Среди почетных гостей — директора и режиссеры театров-участников, приехавшие из разных уголков России и городов ближнего зарубежья. Руководство филиала Малого театра в Когалыме присутствовало по видеотрансляции.

Фестиваль-2023 входит в программу общенационального празднования юбилея Александра Островского. Желающих принять участие в фесте оказалось немало — 78 театров прислали свои заявки, экспертный совет выбрал лучшие спектакли. Эпиграфом к фестивалю стала постановка Русского театра драмы из Йошкар-Олы «Свои люди — сочтемся» (режиссер Владислав Константинов), показанный 10 апреля. Юрий Мефодьевич Соломин рассказал, что зрительный зал был забит до отказа и таких аплодисментов в Москве он давно не слышал. Фестиваль всегда привлекает внимание, и все-таки нынешний — особенный, что связано с важными для русской культуры датами: двухвековым юбилеем легендарного драматурга и круглой датой самого феста, созданного по идее Юрия Соломина ровно три десятилетия назад, в 1993-м. «Островский в Доме Островского» — признание заслуг «великого человека, первого русского драматурга, который знал и любил людей театра, как никто другой, — сказал Юрий Мефодиевич, — у него даже когда трагедии играют, то все равно как-то с душой, с улыбкой, с надеждой».

Пресс-конференцию в «Доме Островского» — так давно называют Малый театр — открыла Алла Манилова:

— Я как ответственный секретарь Федерального организационного комитета по празднованию двухсотлетия Александра Николаевича Островского обязана сказать о главном, что происходило. Мы завершили подготовку к празднованию — вместе с Малым театром, с нашими театральным и музейным сообществами, а итоги подведем в самом конце года на Петербургском культурном форуме. Хочу поделиться нашим общим ощущением какого-то невероятного единения, которое в культурной среде России вызвал этот юбилей. Рассчитывать на то, что это будет именно так, было сложно — мы полагали, что Александр Николаевич Островский — это прежде всего наш русский театр.
В 2021 году, когда мы начали этот марафон, я попросила подготовить статистику: сколько у нас в России театров ставят Островского и какие это театры. Документ произвел потрясающее впечатление — оказалось, к Островскому обращаются все: театры драматические и музыкальные, молодежные и ТЮЗы, детские и кукольные. Островского ставят театры федеральные, региональные, муниципальные, частные, ведомственные. Мы убедились в том, что Островскому, как Чайковскому и Рахманинову в музыке, нет равных по востребованности у нас в стране. Добавлю, что пьесы Александра Николаевича входят в репертуар и национальных театров России — то есть трупп, которые созданы для того, чтобы говорить со сцены на своих национальных языках, но и они без Островского сегодня себя не мыслят. Это феномен, над которым нам надо задуматься.

Почему Островский так востребован? Потому что у него социальное, общественное и художественное — вместе, едино, неразрывно. Островский стоит на защите нашей русской и российской культурной традиции — вот, что надо понимать, входя в этот юбилейный год. Уже прошли сотни мероприятий — каждый регион имеет свою обширную программу празднования. И Островский объединил профессионалов, которые работают в самых разных направлениях культуры и искусства. Музеи, театры, искусствоведение, литературоведение, наши высшие театральные школы — все были вместе.

Сегодня центр праздника переместился в «Дом Островского» — в Малый театр, выступающий вместе с высшей театральной школой имени Михаила Щепкина. Они — главные двигатели объединения творческих людей вокруг уникальной по своей силе фигуры Александра Николаевича Островского. Важно, чтобы те идеи, что возникнут в этом году, те художественные новации, которые неизбежно появятся, имели бы продолжение в будущем. Наследие автора — это то, что пойдет с русским театром в завтра, — сказала она.

Алла Манилова также поделилась с собравшимися информацией о поддержке Министерства культуры, которое в прошлом году выделило Союзу театральных деятелей 50 млн руб. на проведение конкурса среди театров страны на новые постановки. Восемнадцать театров по всей России получили средства на подготовку премьер, которые в ближайшее время пополнят афишу. Два гранта правительства отдали под «тему Островского», их получили Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме» и Норильский заполярный театр драмы имени Маяковского. Манилова отметила достойное проведение Года Островского в Петербурге, где проходит немало мероприятий, в том числе фестиваль «Вперед к Островскому!».

«Островский писал не просто характеры, а роли, — сказал Борис Николаевич Любимов. — Он думал не только о языке русском, которым владел блистательно, его персонажи, и из светского общества, и представители «низов», говорят совершенно фантастически, — он заложил основы театрального сценического языка. Создал галерею театральных характеров — фактически он формировал не только репертуар, но и труппы русского театра. У него есть молодые и пожилые, темпераментные и зануды, веселые и грозные, мрачные, отчаянные, спокойные, терпеливые, кроткие — да какие угодно, и история русского театра последних 150—170 лет связана с пьесами Островского. И все режиссеры так или иначе прошли через школу Островского».

Первым спектаклем фестиваля на Исторической сцене Малого театра стала «Бесприданница» Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета в постановке Дмитрия Луговкина. Пьеса о любви — чувстве, которое делает человека человеком. Двенадцатого апреля на ту же легендарную сцену и тоже в «Бесприданнице» выйдут актеры Алтайского краевого театра драмы имени Василия Шукшина. Свою сценическую версию в Барнауле представил режиссер Максим Астафьев.

Тринадцатого апреля Калужский областной драматический театр покажет спектакль «Как Миша Бальзаминов за счастьем ходил». В своей постановке Дмитрий Бурханкин объединил сюжеты трилогии Островского о молодом чиновнике, мечтающем о богатстве и выгодной женитьбе. Сложный выбор: любовь или деньги? — выпадает на долю героев «Горячего сердца», его представит Национальный театр имени Янки Купалы из Минска. Режиссер Валентина Еренькова не сомневается, что события и отношения за пролетевшие десятилетия не утратили своей актуальности.

Обжигает страстями спектакль «Волки и овцы» Белгородского государственного драматического театра имени Михаила Щепкина в постановке Александра Кузина (15 апреля). Следующим вечером на подмостки выйдут наивные мечтатели и романтики — «Женитьбу Бальзаминова» в трактовке Алексея Дубровского представят хозяева — труппа Малого театра.

Все перечисленные спектакли состоятся на Основной сцене на Театральной площади. Гостеприимно встретил друзей и филиал на Ордынке. Уже прошел и с большим успехом спектакль «Снегурочка» Кинешемского драматического театра имени Александра Островского. Режиссер Александр Огарев «рассказал» историю о жертвенной любви, которую встречает странная хрупкая пришелица в царстве берендеев. Ирбитский драматический театр тоже носит имя великого драматурга — 12 апреля гости из Свердловской области покажут «Позднюю любовь» в постановке Александра Фукалова, в которой девушка бьется за свое позднее и, вероятно, последнее чувство.

«Грозу» Нового художественного театра из Челябинска (13 апреля) москвичи ждут с нетерпением особым: Евгений Гельфонд — режиссер, умеющий выстраивать тончайшую систему человеческих отношений, вскрывать глубинные смыслы текстов. Четырнадцатого апреля Коми-Пермяцкий национальный ордена «Знак Почета» драматический театр имени Максима Горького из Кудымкара приглашает на «Шутников» — историю жизни простых скромных людей поставил Владимир Данай.

О значении денег рассуждают персонажи «Леса», сочиненного Сергеем Васиным в Луганском русском драматическом театре имени Павла Луспекаева. Ответ на вопрос: все ли покупается за деньги, так ли важны векселя, вклады и банкротства? — зрители получат 15 апреля. Вечные людские пороки в центре внимания спектакля «Доходное место» Тверского областного театра драмы (16 апреля). Его поставил Геннадий Шапошников — режиссер, уважающий авторский текст, мастер благородных и строгих композиций.

Малая сцена на Ордынке 15 апреля представит спектакль «Гроза — среда обитания» московского Центра творческих проектов «Инклюзион», который успешно занимается развитием социального театра, где заняты актеры с инвалидностью вместе с актерами московских театров. Режиссер Михаил Фейгин сталкивает разные миры — видимый и невидимый, сознательный и подсознательный.

В Когалыме выступят театры из Сургута и Тобольска, Нижневартовска, Уфы и Няганского ТЮЗа — первого драматического театра для детей и юношества в Ханты-Мансийском округе.

Насыщенная событиями театральная неделя откроет мир Островского — создателя русского репертуара, драматурга, занимающего уникальное место в отечественной культуре. Зрители поймут и оценят эстетические позиции провинциальных театров, отстаивающих позиции в трактовке классики, оценят поиски нового художественного языка — сценическое искусство движется вперед, иначе не бывает…

Фотографии: Артур Новосильцев / АГН Москва.
Источник