Театр

Лидия Дзьобак, балетмейстер: «Мы должны жить лучше и стоять на своем»

Денис БОЧАРОВ

12.04.2023

На сцене Государственного Кремлевского дворца выступит Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири им. М.С. Годенко. Концерт состоится 18 апреля. «Культура» побеседовала с главным балетмейстером ансамбля, народной артисткой РСФСР Лидией Дзьобак.

— Лидия Дмитриевна, давайте для начала сделаем небольшой ретроспективный экскурс. Известно, что история Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири неразрывно связана с именем Михаила Годенко. Расскажите об этом человеке.

— Действительно, вся наша деятельность так или иначе перекликается с этим великим мастером. Михаила Семеновича, народного артиста Советского Союза, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР, можно без преувеличения назвать человеком мира. Уроженец Днепропетровска, свою творческую деятельность, балетмейстерскую работу он начал в Северном русском народном хоре, откуда в 1963 году его пригласили в Красноярск художественным руководителем, где он и создал ансамбль танца Сибири…

Годенко был главным балетмейстером праздничных церемоний открытия и закрытия московских Олимпийских игр, ХII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в нашей столице в 1985 году, Игр доброй воли; отвечал за художественное сопровождение многих правительственных концертов по всей России. И во всех этих мероприятиях участвовал наш ансамбль.

Именно благодаря Михаилу Семеновичу в Красноярском хореографическом училище открылось народное отделение танца, которое сегодня воспитывает молодое поколение для ансамбля танца Сибири. Вот уже более тридцати лет в Красноярске проходит конкурс любительских хореографических коллективов имени М.С. Годенко, который придал этому направлению большой и серьезный импульс. Учитывая все вышеупомянутое, нисколько не преувеличу, если скажу, что наш коллектив, созданный великим мастером, является художественным достоянием России, признанным особо ценным объектом культурного наследия Красноярского края…

— Сейчас ансамбль находится в крупном гастрольном туре по городам и регионам России. Чем он особенно примечателен для вас?

Каждое представление — большой праздник для нашего ансамбля, не то что тур. Особенный интерес — как для нас самих, так и, уверена, для зрителей — представляет то обстоятельство, что многие концерты мы проводим совместно с другими региональными коллективами. Выступаем с национальными составами: Оренбуржским, Волжским, Чувашским хорами, народными ансамблями Татарстана, Башкортостана, Мордовии, Республики Марий Эл. Все это очень ценно: мы обмениваемся опытом, приобретаем новых друзей, оцениваем, в каком состоянии пребывают местные коллективы, насколько они отражают свою культуру и быт.

— Региональное искусство всегда было очень востребовано. Хотя бы просто потому, что оно многолико и необъятно. А в чем, на ваш взгляд, заключается особенность именно Красноярского ансамбля танца?

— Годенковский стиль — это искрометный темп, блестящие, завораживающие сюжеты, стройные белокурые изящные красавицы и, конечно же, бравые парни. В своих постановках Михаил Семенович отражал культуру, быт и красоту Сибири, богатство души людей, живших на этой благодатной земле.

При Годенко была создана уютная творческая атмосфера: благодаря взаимопониманию артистов и балетмейстеров ставились уникальные номера — «Сибирь моя», «Сибирская потеха», «У колодца», «Вечерний звон», перечислять можно долго. Это те вещи, которые по сей день продолжают составлять золотой фонд нашего края и позволяют коллективу неизменно пользоваться большим успехом. И моя задача, как главного балетмейстера, состоит в том, чтобы сохранить это наследие, бережно к нему относиться и передавать лучшие традиции молодому поколению.

— После ухода Михаила Семеновича в начале девяностых для вашего ансамбля, как, впрочем, и для подавляющего большинства творческих коллективов нашей страны, наступили непростые времена. Как удавалось справляться?

— Конечно, перестроиться было непросто — не только потому, что развалилась страна, но и потому, что ушел из жизни человек, которого мы называли шефом, хозяином. Его слово было для нас законом.

Но нам немного повезло в другом. Мы на тот момент активно сотрудничали с Китаем, выезжали в эту страну с гастролями на полгода, а то и на девять месяцев. И это обстоятельство в определенной степени помогло нам пережить всеобщую разруху — работали как со своей программой, так и по заказам, поступавшим с китайской стороны. Поэтому коллектив особых затруднений в этот турбулентный период, слава Богу, не почувствовал.

— Однако лишь поездками в Китай ваш гастрольный опыт не исчерпывается: Красноярский ансамбль танца объездил почти весь мир. Насколько «там», по вашим личным впечатлениям, воспринимают и, главное, понимают наш фольклор?

— Мы объездили более шестидесяти стран. И да, вы знаете, первое впечатление от того, как Сибирь воспринимают за рубежом, было сродни клишированному «медведи-с-балалайками-расхаживают-по-улицам», и все в таком духе. Но вы знаете, оно быстро улетучилось. Во-первых, потому что иностранный зритель увидел на сцене красивых стройных девушек и залихватских парней, выдающих такое изумительное представление, что ни о каком шаблонном мышлении не могло быть речи.

А во-вторых, дело в том, что танец — это самоценное искусство. Ему не требуются либретто и прочие дополнительные средства художественной выразительности. Он говорит сам за себя. И поэтому за долгие годы гастролей мы успели привыкнуть к тому, что нас принимают везде одинаково хорошо. Да и то «хорошо» — это слабо сказано. После концерта наш ансамбль встречают восторженными овациями…

Да и вообще, говоря об искусстве, всегда необходимо отделять мух от котлет. За рубежом простой зритель всегда был нам рад. И он, несмотря на всевозможные политические дрязги, продолжает понимать, что мы делимся своим искусством с неравнодушными людьми во всем мире. Мы несем нашу культуру, корневое, российское представление о том, что нам дорого. И уверена, свое дело выполняем достойно. Убеждена в главном: мы должны жить лучше и стоять на своем!

— Вы руководите большим коллективом. Наверное, порой бывает непросто…

— Вы знаете, не сказала бы. Мне очень нравится моя работа. Я — воспитанница Годенко, танцевала под его руководством в течение двадцати двух лет. Затем стала репетитором, потом — балетмейстером. Мне приносит удовольствие работа с талантливой молодежью, которая постоянно вдохновляет. А если тебе удается передать молодым все, что ты знал, да к тому же видеть, что они порой исполняют что-то даже лучше — это не может не наполнять тебя чувством гордости: чувствуешь, что во всей этой красоте есть и частичка твоего личного участия. Аплодисменты, которыми публика щедро одаривает артистов, по праву принадлежат и тебе.

Единственная сложность, возможно, заключается действительно в том, что состав — большой. Все взрослые люди, у всех разные характеры и собственный уровень восприятия. Но здесь ведь нет ничего нового — подозреваю, в каждом творческом коллективе ситуация в этом отношении более-менее схожая. Но у нас сплоченная команда, дисциплинированная, так что справляемся (улыбается).

— Двадцатого апреля у вас личный юбилей. Не ошибусь, если предположу, что одним из лучших подарков для вас является безукоризненное выступление ансамбля, да и в целом его благополучие?

— Совершенно верно. Мой коллектив — это моя радость. Я в нем воспитывалась, работала и продолжаю жить. Мой труд может порой казаться нудноватым, непростым и даже не всегда интересным, но все недочеты искупаются нашими концертами. Если я чувствую уважение внутри коллектива и вижу теплый прием со стороны публики, то большего подарка — хотя я к собственному юбилею отношусь легко и иронически — и пожелать сложно.

Фотографии предоставлены пресс-службой Красноярской филармонии.

Источник