03.04.2023
Экспозиция в Нижнем Новгороде показывает, что идеи, высказанные 500 лет назад, не теряют своей актуальности.
Выставка в нижегородском Арсенале — вторая часть трехчастного проекта «Названо Вазари», придуманного Анной Гор, заместителем директора Пушкинского музея по региональному развитию. Первая выставка, прошедшая зимой 2021—2022 года, была посвящена готике. Третья, намеченная на осень 2023-го — зиму 2024-го, расскажет о маньеризме. Нынешняя, наверное, самая важная, помогает зрителю окунуться в эпоху Возрождения: невероятно щедрую на гениев и определившую антропоцентричное сознание современного человека. Сам Джорджо Вазари — тоже знаковый персонаж. С 2014 года в Нижнем Новгороде проходит фестиваль текстов об искусстве, названный в его честь: знаменитый итальянец был не только талантливым художником, но и фактически первым искусствоведом. Из-под его пера вышел объемный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых художников, ваятелей и зодчих», ставший первой искусствоведческой работой — мало похожей на сухие научные штудии. Вазари изящно жонглировал фактами, расцвечивал повествование историческими анекдотами, даже выдумывал картины — в общем, легко приносил точность в жертву литературности. Иначе говоря, как отметил известный искусствовед Абрам Эфрос, создавал художественные новеллы на жизненном материале. Впрочем, это «родовая травма» многих гуманитарных наук, диагностированная в XX веке философами-постструктуралистами: излагать события в форме нарратива, который в какой-то момент может подчинить себе фактологическую часть. У Вазари это проявилось особенно ярко — тем более, критерии научности в эпоху Возрождения были несколько иными. Да и вообще — сложно не проникнуться уважением к мастеру, перелопатившему гору материала и создавшему фундаментальный труд, который ко второму прижизненному изданию разросся до пяти томов.
Так что Вазари — без преувеличения культовая фигура для искусствоведов. Нынешняя выставка наглядно показывает, как заложенные им принципы — например, деление на готику, Возрождение и маньеризм — до сих пор определяют наше сознание. В экспозиции, созданной кураторами Дарьей Колпашниковой и Екатериной Кочетковой, перекликаются художники прошлые и нынешние: от Альбрехта Дюрера и Ганса Гольбейна Младшего до Марии Сафроновой и Евгении Буравлевой. И сделано это легко и изящно: без какой-либо натужной вычурности.
Отдельным произведением можно считать саму архитектуру выставки. Известный зодчий Александр Бродский обшил стены и пол кирпичного Арсенала фанерой — как уже сделал в петербургском музее «Полторы комнаты», посвященном его легендарному однофамильцу Иосифу Бродскому. Получилось в хорошем смысле стерильно — ничто не отвлекает от созерцания картин — и одновременно тепло: все-таки фанера, как любой продукт из древесины, дарит особые ощущения. Прогуливаясь по выставке, зритель, почти незаметно для себя, идет в горку: легкий наклон пола отсылает к одному из открытий эпохи Возрождения. Вытянутый зал с его чистыми линиями складывается в идеальную перспективу: именно законы линейной перспективы — ныне известные даже школьнику — перевернули создание художников Ренессанса.
Еще выставка показывает, что эпоха Возрождения до сих пор хранит немало тайн. Точнее, в ней сияет множество лакун, которые символизируют роскошные пустые рамы. Авторы экспозиции предлагают вообразить, какие картины могли бы в них находиться. Ведь далеко не все дошедшие до нас вещи сохранили оригинальные рамы: в ходе истории все не раз менялось и переделывалось. Но, конечно, рамы без картин — лишь любопытный штрих: основное внимание уделено живописи, графике, скульптуре — старинной и современной. Выставка, содержащая шесть разделов, предлагает прогулку по следующему маршруту: «Образ и герой», «Вера и благочестие», «Религия и вера», «Античность и классическая традиция», «Природа и пространство», «Наука и познание» и «Ренессанс и «ренессансы». Многие из произведений в наше время были переатрибутированы: например, изменилось мнение насчет «Мадонны с младенцем», ранее приписывавшейся Боттичелли. Знаменитый исследователь Павел Муратов переатрибутировал ее в пользу школы мастера. А вот как тот же Вазари писал о Боттичелли: «Однажды рядом с Сандро поселился суконщик и поставил у себя целых восемь станков, которые во время работы шумом подножек и стуком ящиков, но только оглушали бедного Сандро, но сотрясали весь дом, так что стены ходили ходуном. И из-за того, и из-за другого ему невозможно было ни работать, ни вообще оставаться в доме. Он несколько раз просил соседа как-нибудь устранить это беспокойство, но тот отвечал, что он волен делать у себя дома все, что ему заблагорассудится. Тогда Сандро рассердился и на своей стене, которая была повыше соседской и не очень крепка, взгромоздил огромнейший камень, величиной с целый возище, приведя его в положение неустойчивого равновесия, так что казалось — вот только чуть дрогнет стена, и он свалится и сотрет в порошок и крышу, и потолок, и сукна, и станки соседа. Тот перепугался такой страшной опасности и уже сам теперь прибежал к Сандро, но получил ответ своими же словами: что, мол, он волен делать у себя дома все, что ему заблагорассудится. Не добившись другого исхода, он был вынужден пойти на благоразумное соглашение и обходиться с Сандро по-добрососедски».
Парадные портреты тоже хранят немало тайн, как, например, изображение головы мужчины из собрания знаменитого коллекционера и попечителя Третьяковской галереи Ильи Остроухова. Известный специалист в области итальянской живописи Виктория Маркова (главный научный сотрудник ГМИИ) предположила, что картина изображает донатора — заказчика большого полотна, частью которого был нынешний портрет. Парадные торжественные изображения авторы выставки рифмуют с портретом Влада Мамышева-Монро в образе Фауста — одного из ключевых персонажей Нового времени. Как известно, Фауста погубила жажда сверхчеловеческого, исключительного — и нет ли здесь тонкого намека на самонадеянность ренессансного человека, вообразившего себя центром вселенной?
Многие экспонаты интересны своим происхождением. Например, скульптура «Мадонна с младенцем» (круг Лоренцо Гиберти) — первая подлинная европейская скульптура в собрании Пушкинского музея, задуманного его основателем Иваном Цветаевым как учебный музей слепков. Или рельеф «Сидящий апостол», изначально числившийся произведением неизвестного венецианского мастера XVII века. Он был подарен ГМИИ в 1934 году неаполитанским авиаконструктором Феруччо Вирджили, проработавшем более 10 лет над секретными проектами советской промышленности и затем вернувшемся на родину. Специалисты, правда, считают, что рельеф мало похож на работу эпохи Возрождения — скорее, на подделку, выполненную в XIX веке — хотя точка в этой истории еще не поставлена.
Выставка показывает, как прочно в мышление ренессансного человека вплелась античность: причем, на конкретных примерах — вплоть до детских скульптурных портретов с глазами, инкрустированными перламутром, как на античных бронзах. Еще экспозиция подчеркивает, что художники эпохи Возрождения открывали для себя природу и учились любоваться ею. Их слегка космическим пейзажам вторят «Небесные ландшафты» Ольги Тобрелутс: огромные идеализированные панорамы. В разделе «Наука и знание» представлены драгоценные старые книги: второе прижизненное издание «Жизнеописаний» Вазари (1568) соседствует со строгой архитектурной фотоработой Михаила Розанова, и кажется, что в запечатленном им старинном здании особенно приятно прятаться от полуденного зноя и листать страницы старых фолиантов. Наконец, в финальном разделе «Ренессанс и «ренессансы» можно увидеть подделки под эпоху Возрождения или откровенные цитаты: от картин до торжественных расписных блюд. А еще среди графических листов с изображением Рима (от художников XVI века до нашего современника Максима Атаянца) подвешен огромный круглый экран — отсылающий к форме тондо, популярной у итальянских художников. На экране транслируется знаменитый перформанс Александра Пономарева «Ветрувианский человек», когда художник встал в огромном корабельном колпаке-ветроуказателе в позу витрувианского человека Леонардо да Винчи. И, подбрасываемый холодными порывами атлантического ветра, показал, что человек по-прежнему ощущает себя центром вселенной — но при этом не забывает о величии природы.
Выставка работает до 9 апреля.
Фотографии предоставлены пресс-службой Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина. Лоренцо Гиберти, круг. Мадонна с Младенцем. Флоренция. Около 1425. Стукко, роспись. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. На анонсе: Альбрехт Дюрер (1471–1528). Носорог. Германия. Отпечаток — вторая половина XVI века (время создания доски — 1515). Ксилография. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.