06.03.2023
Приема пищи, рекомендуемого диетологами простым смертным, хватает лишь на одну поддержку в танце балетной примы Ирины Перрен. Это неожиданное знание не единственный сюрприз, который можно обнаружить в проекте, посвященном русскому балету – великому, удивительному и бесконечно прекрасному.
Про балетную энергетику – чистая правда. В видеопроекции на вытянутой руке первого солиста труппы Михайловского театра Марата Шемиунова невесомо парит его супруга, балерина того же театра Ирина Перрен. На одну такую поддержку танцовщик расходует от 700 до 800 килокалорий, следует из титра. Далее весьма наглядно демонстрируется работа бицепсов, трицепсов и прочих мышц при выполнении того или иного элемента. Вся эта прикладная биофизика и механика так захватывает в разделе новой экспозиции, носящем подзаголовок «Анатомия балета». Но, конечно, балет не был бы самым чудесным видом искусства, если бы в нем все можно было поверить расчетами и научными выкладками. Новый огромный проект петербургского выставочного зала «Манеж» – это энциклопедия, исторический свод и сказка в одном флаконе. Поклонники Терпсихоры гарантированно останутся в восторге.
Почти круглая дата – в феврале 1672-го, 351 год назад, при дворе царя Алексея Михайловича показали фрагменты танцевально-оперного представления «Орфей и Эвридика». Это было первое свидание России с искусством балета. А в следующем, восемнадцатом веке, благодаря петровским ассамблеям с танцами, сам балет, будучи естественным их продолжением, навсегда поселяется в нашей стране. Чтобы со временем стать российским брендом номер один – и как бы кто ни злословил, водка здесь не при делах. С акцента на национальном значении балета и начался предпоказ экспозиции для журналистов и заинтересованной общественности. Проект оказался межмузейным: схожие идеи и планы одновременно возникли в различных культурных институциях и в результате было решено объединить усилия и экспонаты.
В итоге организаторами «Первой позиции», помимо Манежа, стали музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и бюро Planet9, работавшее, в частности, над экспозиционными проектами Исторического музея и Государственного Эрмитажа. Нынешняя выставка проходит при важной и значительной поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив. Более сорока музеев, театров и других учреждений культуры поделились своими экспонатами и артефактами. Среди участников и партнеров проекта – Большой, Александринский и Михайловский театры, Русский музей и Эрмитаж, Третьяковская галерея, Российская национальная библиотека, различные архивы и т.д. Регионы представлены Владимиро-Суздальским и Псковским музеями-заповедниками, Башкирским, Ивановским и Свердловским областным музеями, Пермским и Самарским академическими театрами оперы и балета. Не все запланированное удалось заполучить в экспозицию. Из-за всякого рода сложностей до Санкт-Петербурга не доехали, например, чемоданы Сергея Лифаря. Но и без них багаж русского балета исключительно богат.
Первый этаж экспозиции посвящен исторической хронологии отечественного хореографического искусства. Там три раздела. Первый, «Царская ложа», повествует о балете Российской империи до двадцатого века. Символами балета этого периода стали Амуры и Психеи, портреты, изображения порхающих балеринок, дошедшие до нашего времени балетки, веера и прочие декоративности. Среди наиболее любопытных экспонатов – экземпляр первого отечественного учебника с рисунками и позами «Танцевальный учитель» Ивана Кускова, вышедший в 1794 году, механический пример тогдашней машинерии, представляющей кораблекрушение на сцене, альбом императора Александра II с изображениями артистов Петербургского императорского балета, различные костюмы к балетам этого времени.
Второй раздел получил название «Русский дух» и посвящен балету Сергея Дягилева. Время грандиозного триумфа российского театрального искусства – как коммерческого, так и бережно обращающегося к истокам нашей духовности. Не случайно здесь соседствуют афиши в моднейшем тогда стиле ар-нуво и, скажем, такая святыня, как икона Благовещения «с лебедями» шестнадцатого века из собрания Владимиро-Суздальского заповедника. В нижней ее части – изображение фонтана, окруженного тремя белыми и черной птицами: чем не предтеча, предсказание, предзнаменование одного из главных сюжетов не только русского, но и мирового балета? Строгая аскеза иконы особенно выделяется на фоне избыточно пышных и ярких балетных костюмов эпохи модерна. «Тематические» шедевры живописи, в том числе работы Врубеля, Рериха и Серебряковой, а также обширный фото- и видеоряд завершают погружение публики в балетный вихрь слома эпох.
Разнообразное мультимедиа составляет важную часть третьего раздела – «Советский балет». Но не только. Эта часть экспозиции открывается многократно повторенной в зеркалах скульптурой Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Конечно, напрямую к балету этот шедевр никак не относится. Но – какой напор, какая экспрессия, выразительность, страстность – и одновременно чувственность и лирика. Подлинный Большой стиль, который во многом задал тональность советской хореографии. И наряду с такой грандиозностью мы видим горку с изделиями Ломоносовского фарфорового завода, который выпускал в пятидесятых-семидесятых годах линию продукции, посвященную балетному искусству. Эти статуэтки стали модными предметами для коллекционирования и по нынешний день являются предметом собирательства и образцом вкуса и стиля. Разумеется, здесь же собраны говорящие артефакты, среди которых пачка Галины Улановой и даже инсталляция в виде закрытой театральной кассы с сакраментальной надписью «Билетов нет»: доступ к царству балета в советское время часто проходил по разряду дефицитных товаров. Но зато всегда в избытке были интерес и преклонение перед хореографами и артистами-волшебниками и чародеями сцены. Имена, имена, имена… Их на выставке столько, что не имеет смысла перечислять: они всегда с нами, несмотря на стремительный бег времени.
Второй этаж экспозиции более «прикладной». Помимо упомянутого выше раздела «Анатомия балета», здесь есть еще разные сюжеты, способные занять балетоманов. Помимо «педагогического» пунктира, посвященного Агриппине Вагановой, Александру Облакову, Екатерине Вазем, Акиму Волынскому, Ольге Преображенской и другим теоретикам и практикам отечественной школы, посетители непосредственно познакомятся с теми самыми балетными позициями, наглядно представленными на манекенах. Можно будет заглянуть в «Костюмерный цех» и узнать о различных приемах и тенденциях в этой области. Отдельная часть проекта отдана балетному спектаклю, который всегда с россиянами – и в радости, и особенно в трудные и судьбоносные периоды. «Лаборатория Лебединого озера» вызовет отклик в любом сердце. Многих порадует видеоассорти из маленьких лебедей – даже когда они и не лебеди вовсе, а, напротив, развеселые китайские лягухи. Я же испытал благоговейный, почти фетишистский восторг, созерцая в непосредственной близости тапочки и цилиндр Петра Ильича Чайковского. История на расстоянии вытянутой руки – в прямом смысле.
Одним из финальных смысловых аккордов проекта стала табличка-напоминание о том, что Академия Русского балета имени Вагановой специально сохранила заглавную букву в определении «Русский» как символ исключительного значения балета для отечественного искусства в целом и знак нашего мирового лидерства в этой области. Так и есть, это несомненно. Бытует высказывание, что классические танцовщики всегда смогут станцевать модерн, а вот наоборот – вряд ли. Не могу судить о том, не специалист. Но сколько приходилось видеть и читать про ставшие хитами на западе хореографические откровения, когда, например, «дэнсеры» выстраиваются в рядок и начинают под концептуальную музыку откровенно трясти всеми прелестями и достоинствами, собирая массу восторгов критиков – в том числе и продвинутых отечественных, предлагающих открыть для подобных экзерсисов российские сцены и культурные пространства. Наверное, бессмысленно это просто отрицать: как известно, находится полно любителей и на свиные хрящики. И на этом фоне до чего же спасительно осознание того, что у Русского балета свой путь, и он именно классический. С большой буквы.
А на выставке мне не хватило разве что снимка с крупным планом натруженных и разбитых балетных стоп – чтобы стало особенно понятно, какими трудами и страданиями наши прославленные – и не только – танцовщики и балерины поддерживают реноме русского бренда номер один. Но может, просто не заметил? Может, взгляд предпочел остановиться на красивом, призрачном и волшебном – в чудесном мире Русского балета так легко забыться и потеряться.
ЦВЗ «Манеж», выставка «Первая позиция. Русский балет» открыта до 21 мая.
Фотографии: Евгений Хакназаров