01.03.2023
Зимний сезон завершается подборкой экспозиций, где художники вглядываются в будущее: кто с грустью, а кто — с надеждой. «Культура» рассказывает о самых интересных выставках.
Кирилл Кипятков, «Небо и море». Галерея ЛУЧ, до 5 марта.
В работах Кирилла Кипяткова очевидны отсылки к искусству 1930-х — живописи Дейнеки и Самохвалова, фотографиям Льва Бородулина: с их героями-спортсменами, легко преодолевающими гравитацию и демонстрирующими красоту и совершенство человеческого тела. При этом картины Кипяткова — особенные и по технике, и по цвету. Недаром галерея ЛУЧ решила дебютировать в пространство арт-платформы Cube.Moscow именно с его персоналкой, посвященной небу и морю — двум стихиям, покоряемым человеком. Сам художник рассказал журналистам: «Я продолжаю свои поиски. Например, в работе «Небо» можно увидеть масляную краску, нанесенную специальным образом. Кажется, что штришки сделаны масляными мелками, однако я использовал именно краску. Другая работа, где изображены забегающие в воду мальчики, засыпана светоотражающей краской. Если смотреть ее под разным углом, можно увидеть, как она светится».
Особенностью стиля Кипяткова стало использование именно светоотражающих материалов. Например, одна картина кажется серо-монохромной: толком не разберешь, что на ней изображено. Но стоит сделать фото со вспышкой, и видишь — перед тобой человек на парусной доске, лавирующий между волн: оказывается, художник выполнил эту работу на светоотражающей ткани.
Валерий Чтак, «Я это уже рассказывал». Галерея Syntax, до 5 марта.
Валерий Чтак — художник с писательским талантом, виртуозно жонглирующий словами и при этом нередко демонстрирующий их бессмысленность. В его картинах встречаются фразы на самых разных языках, но их абсурдность разрушает одну из традиций, с которой боролись многие авторы: литературоцентричность русского искусства.
И действительно: пусть визуальное говорит о себе само, без вербальных подпорок. В этом смысле слова в работах Чтака (а также абсурдистский текст, предваряющий нынешнюю выставку) не помогают понять картины, а лишь сбивают с толку. Художник года по версии Cosmoscow-2022 пишет на работе с изображением стула: «Non ut sedeam». Эта загадочная латинская фраза переводится совершенно прозаично: «Я не хочу садиться». Да и само название выставки «Я это уже рассказывал», кажется, намекает: не стоит целиком полагаться на слова — можно вообще воспринимать их как часть композиции, тем более, что художник мастерски играет со шрифтами и стилями.
«Артист(ка)». Галерея и арт-магазин Cubed, до 2 апреля.
«Это нежная женская выставка», — рассказала журналистам куратор Елена Крылова, планирующая в марте провести на фоне экспозиции стенд-ап-арт лекцию о женском искусстве. Формально проект предваряет собой «женский» праздник 8 марта, но при этом изящно посмеивается над гендерными стереотипами. В частности, художник-плакатист Андрей Логвин в своих графических работах одновременно иронизирует и над жанром аффирмаций («Я этого достойна»), и над высмеивающими аффирмации интернет-мемами. Ироничные плакаты про женский труд представили Марина Белова и Алексей Политов; портреты известных женщин, от Жанны Агузаровой до Грейс Джонс — Ляля Ваганова. Но главными героинями экспозиции стали две легенды современного искусства — сербка Марина Абрамович и японка Яёи Кусама: их портреты-маски были выполнены Сашей Егоровым, иллюстратором и художником-карикатуристом. По словам Елены Крыловой, именно этим артисткам будет посвящена ее стенд-ап-арт лекция, а еще — англичанке Трейси Эмин и нашей художнице Ирине Наховой.
Владимир Мигачев. «Энтропия пространства», Arts Square Gallery. До 5 марта.
Работы Владимира Мигачева пронизаны эсхатологическим настроением. И дело не только в том, что художник передает страхи нашего времени. Картины, на которых повседневность соседствует с надвигающейся катастрофой, мастер начал писать еще до пандемии, и теперь эти вещи выглядят сбывшимся пророчеством. Зритель может почувствовать себя героем работы Offline, затерянным в лесной глуши: человек в куртке с надписью Future стоит с мобильным телефоном в руке — бесполезным, ведь здесь нет связи. А вдалеке, на горизонте, клубятся грозные черные тучи.
Художник признался «Культуре», что у выставки нет какого-то хитрого концепта — это работы разных лет из разных проектов. Есть и совсем свежие — где черная краска заливает холст, образуя жирные подтеки. Однако изображенная внизу холста одинокая фигурка еще не тронута чернотой: энтропии не удалось целиком поглотить пространство. И это оставляет зрителю пусть небольшую, но все-таки надежду.
Алексей Ланцев, «Колористические дуэты». Галерея «Культпроект». До 5 марта.
Изысканный колорист, тяготеющий к абстракции, но не потерявший связи с фигуративом, абсолютно европейский и при этом совершенно русский художник — таланту Алексея Ланцева сложно дать исчерпывающее определение. В нынешней экспозиции представлены работы из двух серий, дополняющие друг друга — прежде всего, колористически. Мастер рассказал «Культуре»: «Холсты я писал в прошлом году — осенью и зимой: в них больше минимализма, атмосферности и меньше литературности; много пространства и воздуха, медитативности. А этюды из путешествий созданы летом по следам поездок в Италию, Францию, Турцию. Специально подбирали работы, чтобы они отличались по географии, но пластически и по колориту были связаны между собой».
В нынешних условиях поездки за границу превратились в экзотику, однако Алексей Ланцев продолжает работать — и помимо европейских пейзажей пишет родной Краснодарский край: «Осенью у меня была выставка во Франции, и я прожил там полтора месяца. Мы с супругой (художницей Натальей Хохловой-Ланцевой. — Культура) много путешествовали и смогли напитаться осенним французским светом: побывали в местах, где работали Мане и Ренуар. Но когда вернулись в Россию, я увидел — здесь те же краски. И сказал жене: «Смотри, как во Франции». А она рассмеялась: «Когда на родину приезжаешь, всегда говоришь, что здесь, как во Франции». В Краснодарском крае на побережье есть красивейшие места — зимой они мне нравятся даже больше: не так много зелени, зато интересный дальний план и цветовая гамма. Вокруг Новороссийска тоже прекрасные места, сейчас они на подъеме: фермеры делают сыр и вино, выращивают устриц. Регион богатый и люди очень предприимчивые. Мы любим там бывать».
Фотографии предоставлены пресс-службой Cube.Moscow.