Музыка

«Петрушка», флейта и фортепиано: летние юбилейные релизы от «Мелодии»

Денис БОЧАРОВ

15.07.2022

Свежайшие фонограммы, недавно выпущенные прославленным отечественным звукозаписывающим лейблом, как всегда, подкупают разнообразием.

Игорь Стравинский

«Петрушка», «История солдата», Септет, «Прибаутки», Рэгтайм

К 140-летнему юбилею композитора «Мелодия» подготовилась основательно. Ранее не издававшаяся концертная запись музыки к балету «Петрушка», а также пластинка 1980 года («История солдата», Септет, «Прибаутки», Рэгтайм в исполнении камерного ансамбля Большого театра под управлением Александра Лазарева) впервые станут доступны слушателям в цифровом формате.

Фонограмма концертной записи «Петрушки» не издавалась почти полвека: в 1975 году на виниле была выпущена студийная запись музыки к балету, осуществленная Юрием Темиркановым с Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии. На этот раз «Мелодия» публикует фонограмму московского концерта в Большом зале консерватории 25 января 1973 года, в котором молодой дирижер со своим коллективом исполнил «Петрушку».

Юбилейную тему дополняет альбом, в который вошли произведения, написанные Стравинским в 1914 — 1918 годы, на стыке «русского» и «неоклассицистского» периодов (сюита из «Истории солдата», «Прибаутки», Рэгтайм), а также Септет, представляющий поздний период творчества композитора. Эта пластинка открыла серию камерных сочинений Игоря Федоровича, которые дирижер Александр Лазарев записывал с основанным им в 1978 году Камерным ансамблем Большого театра СССР.

В дальнейшем, в течение юбилейного года Стравинского, будут подготовлены релизы с камерно-инструментальной музыкой композитора из архивов «Мелодии».

Давид Кривицкий

«Шесть сонат для флейты соло»

«Среди всех катаклизмов повседневности музыка должна нести красоту людям» — этой идее прославленный композитор Давид Кривицкий был предан всю свою жизнь. Сказать о Давиде Исааковиче «уникальный музыкант» — значит, ничего не сказать. Автор почти двух тысяч (!) музыкальных произведений во всех жанрах академической музыки (от трагедийной оперы-оратории «Бабий Яр» до песен к серии мультфильмов о Бароне Мюнхгаузене); общественный деятель, человек широчайшей эрудиции, Давид Кривицкий своей удивительной и трагической судьбой (29 лет он боролся с мучительным недугом) подтвердил аксиому Николая Андреевича Римского-Корсакова: «Композитор не тот, кто может сочинять музыку, а тот, кто не может не сочинять»

«Природа и музыка — нежная трепетность и глубина: не это ли логос звучащей флейты?» Такой заголовок композитор дал заметкам, предваряющим сборник Шести сонат для флейты соло. Сонаты представляют собой определенный цикл самостоятельных сочинений, где музыкант-исполнитель волен играть их отдельно или в произвольном порядке. Произведения имеют авторские подзаголовки («соната-фантазия», «ричеркар-соната», «sonata da camera», «романтическая соната», «соната-монолог», «соната воспоминаний»), являющиеся ключом к замыслу, но не раскрывающие его во всей глубине: последнее слово, считал автор, должно остаться за исполнителем. И, разумеется, слушателем.

«Работать над сонатами было безумно интересно — говорит флейтист Андрей Малых, — эта музыка несет удивительную радость, помогая осознать себя как частичку вселенной и человечества». Андрей Валентинович — выпускник Нижегородской консерватории имени М.И. Глинки — музыкант разносторонний. Он участвовал в записи пластинки рок-группы «Хроноп», вышедшей на «Мелодии» в 1991 году; в настоящее время Малых совмещает должности солиста и директора Симфонического оркестра Нижегородской филармонии, много концертирует с сольными и ансамблевыми программами.

Презентация цифрового альбома (она же — мировая премьера всего цикла), приуроченного к 85-летию со дня рождения Давида Кривицкого, состоялась весной текущего года в Большом зале училища имени Гнесиных. На арфе Андрею Малых аккомпанировала замечательный музыкант Надежда Сергеева. Запись совсем свежая: датируется 2021 — 2022 годами.

Николай Луганский

«Первый сольный концерт»

В этом году прославленному пианисту Николаю Львовичу Луганскому исполнилось 50. По этому случаю «Мелодия» в цифровом формате выпустила запись первого сольного концерта музыканта, состоявшегося в мае 1986 года в Рахманиновском зале Московской консерватории.

«Среди моих юных учеников в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории есть настоящее чудо — тринадцатилетний Николай Луганский. Запомните эту фамилию. У него большое будущее» — так в 1986 году говорила о тогда еще юном даровании Татьяна Петровна Николаева, советская российская пианистка, композитор, педагог, народная артистка СССР.

Концерт, зафиксированный на обозреваемом релизе, состоялся в Новом (ныне Рахманиновском) зале Московской консерватории. Ученику 7-го класса Центральной музыкальной школы при Московской консерватории Николаю Луганскому едва исполнилось 14 лет. Могли ли предположить те, кто пришел в тот майский вечер в небольшой консерваторский зал, чтобы послушать талантливого ученика Центральной музыкальной школы, что через восемь лет его имя станет главной сенсацией Конкурса имени Чайковского? Что полтора десятилетия спустя о Луганском заговорит весь мир?

Сохранившаяся фонограмма позволяет вернуться на 36 лет назад, чтобы признать: уже тогда игра Николая Луганского была неординарным явлением музыкальной жизни Москвы конца 1980-х. Сложная и насыщенная программа концерта открывалась Английской сюитой № 3 Иоганна Себастьяна Баха и Прелюдией и фугой ля минор из цикла Дмитрия Шостаковича. В этих сочинениях Николай Луганский предстает достойным преемником своего учителя — выдающейся исполнительницы полифонической музыки.

Но еще увереннее, по мнению многих музыковедов, юный пианист чувствовал себя в классико-романтическом репертуаре. Этюды Александра Скрябина и этюды-картины («Море и чайки» и «Метель») Сергея Рахманинова; Седьмая соната Людвига ван Бетховена; редко звучащие «Вариации на тему ABEGG» Роберта Шумана и поздние шопеновские мазурки соч. 50… В каждом из этих опусов 14-летний артист создал яркий, удивительно целостный образ, раскрыв различные грани своей исполнительской индивидуальности.

Источник