Выставки

Таланты и наследники: выставка «Фамильные ценности» в Музее AZ

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

12.07.2022

Проект о трех поколениях художников Инфанте рассказывает, как жить и творить, танцуя.

Художники из семьи Инфанте не раз участвовали в проектах Музея AZ, но теперь им отдали на откуп все залы. Выставка «Фамильные ценности» (автор и куратор — Полина Лобачевская), приуроченная к семилетию музея, целиком посвящена представителям творческого клана. Во главе его, конечно, — легендарный Франциско Инфанте-Арана: художник, придумавший «артефакты», которые предвосхитили современные цифровые эксперименты. Сын испанского эмигранта родился в Советском Союзе, но, несмотря на академическое образование, рано понял, что там, за границей, создают совершенно другое искусство. Не приторно-кремовое в духе соцреализма, а нечто совсем иное, непохожее на официоз. Отрезанный от западного мира, Франциско Инфанте читал журналы в Библиотеке иностранной литературы, общался с художниками-шестидесятниками и представителями соцлагеря и вместе с супругой Нонной Горюновой — тоже художницей — создавал «артефакты»: фотографии, в которых на природные ландшафты наложены геометрические детали — полосы, квадраты, точки, а также фигуры в духе супрематизма. Рукотворные объекты размещались на фоне полей, лесов и рек: это были первые российские опыты лэнд-арта, получившего распространение на Западе в 1960-е. Геометрические абстракции словно прорастали в природные формы: при этом все создавалось задолго до эпохи Photoshop, с помощью зеркал и оптических иллюзий.

Инфанте рассказывал в интервью, что его метод не предполагает зрителя, присутствующего при создании чуда. Публике предъявляется готовый продукт, а творческий процесс остается за скобками. В этом смысле художник выступает с классических позиций, далеких от новомодной интерактивности. Но во всем остальном Франциско Инфанте был и остается новатором. Подборку его «артефактов» можно увидеть на первом этаже музея. Создатели выставки решили воссоздать здесь дух мастерской: на противоположной стене разместили детские рисунки сыновей Инфанте — Платона и Пакито (Северина). Оба пошли по стопам родителей и стали художниками. А еще музыкантами и перформерами: Платон также занимается видеоинсталляциями и мультимедиаобъектами — вместе со своей женой Дарьей Коноваловой-Инфанте. Здесь же, в мастерской показаны рисунки внука Франциско, Тихона — и все это не дань вежливости, но попытка представить жизнь творческой династии. Ведь важны не только гены, но и воспитание: тот, кто вырос среди искусства, воспринимает артистическую среду как нечто естественное — свой ареал обитания. Именно так сложился творческий клан Инфанте: уже три поколения художников, и это не предел.

Второй этаж посвящен новому проекту Платона Инфанте и Дарьи Коноваловой-Инфанте, а заодно и страсти, объединяющей всю семью — танцу. В центре — огромный хоровод из фигур, сошедших с полотна «Танец» Матисса. На стенах пляшут их тени — под бодрый джазовый трек итальянского музыканта Mop Mop. Зрителям предлагается присоединиться к пляске и окунуться в дионисийскую стихию. И не нужно удивляться сближению таких, казалось бы, разных сфер — изобразительного и пластического искусства. Как известно, о важности танца писал Фридрих Ницше: владение своим телом он считал настоящим волшебством и рифмовал легкость движений со свободой и легкостью мышления. И вообще утверждал: «Я бы поверил только в такого Бога, который умел бы танцевать». Коленца, которые выкидывают сами Инфанте и их друзья, можно увидеть в фильме «Голифорнак Дэнс» на первом этаже. Автор — другой внук Франциско Инфанте Серафим, рассказавший журналистам на открытии, что на каждый день рождения он делает себе подарок: снимает фильм.

Наконец, третий этаж целиком отдан под работы Франциско Инфанте, и если первые «артефакты» создавались в 1970-е, то здесь представлена еще более ранняя серия: «Проекты реконструкции звездного неба» (1965-1967). Мы видим, как звезды, подчиняясь воле мастера, составляют то прямоугольник, то ромб, то восьмерку — символ бесконечности. Инфанте, подобно художникам-авангардистам, его вдохновителям, пытался перестроить мир вокруг себя, однако со временем занял более взвешенную позицию. Важно не встать на место Творца, не подчинить себе стихию, но поразмышлять о вечности и конечности человеческой жизни, об уютном земном мирке и холодной бездонной Вселенной, о «слишком человеческом» и Божественном. Не переустройство, а реконструкция, не бездушная геометрия, а метафизика — вот часть «фамильных ценностей», которыми эта талантливая династия щедро делится со зрителями.

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея AZ

Источник