14.06.2022
Ярким гала на Исторической сцене Большого театра завершился XIV Международный конкурс артистов балета, проводимый Министерством культуры РФ. «Культура» следила за ходом смотра и поговорила с бронзовым призером — примой-балериной Челябинского театра Лири Вакабаяси.
На первом Московском конкурсе 1969 года вручили 19 медалей. В 2005-м на десятом по счету — 24 и, кстати, этот год был триумфальным для Украины — три медали из четырех золотых отправились в Киев. Нынешний год оказался еще урожайнее — присуждено 27 медалей. Их могло быть еще больше, но несколько премий остались вакантными. Столь внушительное количество наград определено форматом соревнования — две возрастные группы: младшая (до 18 лет) и старшая (до 27 лет), в каждой по две номинации — солисты и дуэты; для девушек и юношей — отдельные комплекты наград.
На несколько премиальных позиций жюри назначило двух победителей. Такая практика существует давно и лауреатам приходится делить денежный эквивалент выигранной медали. К слову, за день до окончания смотра правительство России отменило налогообложение наград Международного конкурса артистов балета. Призовой фонд конкурса — внушительный. Мечта всех участников — Гран-при — 7,5 млн руб. Золотым лауреатам в старшей группе назначены по 2,25 млн руб., юниорам — 1,5 млн руб. И даже дипломы подкреплены вполне весомо: от 225 до 375 тыс. руб. Гран-при, впрочем, присужден не был — к нему отношение строгое, за полувековую историю конкурса он вручался лишь четыре раза.
Московский форум последние десятилетия принято настойчиво критиковать. Нынешний заслужил замечания за просчеты организаторов, если к ним отнести ошибки планирования. Один из просмотров, например, длился более пяти часов (а в тот день, как и во все остальные, их было два) — участникам, судьям и зрителям пришлось из последних сил концентрировать внимание. Конкурсантам приходилось подолгу ждать обещанных накануне репетиций, расписание менялось и скользило. Все это легко отнести к разряду «дел житейских», но именно эти «мелочи» создают атмосферу.
Привычных упреков в том, что Москва отдает предпочтение советским (позже — российским) участникам, из-за чего якобы европейские и заокеанские труппы перестали делегировать своих посланцев, предпочитая иные соревнования — их в современном мире немало, нынешний конкурс не заслужил. Как и осуждения за культ техники, нивелировку стиля, усиливающийся азиатский акцент. XIV Московский показал достойный художественный уровень, интернациональность и с численностью участников все было в полном порядке. Сто пять исполнителей из двадцати одной страны. Помимо России и бывших советских республик: Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Узбекистана — страны Востока: Япония и Корея. Неожиданностью показалось отсутствие молодежи из Китая, где популярность балета стремительно растет. Соискатели представляли Австрию, Аргентину, Бразилию, Великобританию, Грецию, Италию, Ирландию, Мексику, Парагвай, Румынию. Многим не пришлось испытать трудностей перелетов — они сейчас учатся в российских балетных школах или работают в российских театрах. Большая делегация прибыла из Монголии и удивила грамотным танцем и крепкой школой. Благородными манерами запомнился солист государственного театра в Улан-Баторе, воспитанник Пермского училища Мунхжин Улзийжаргал, ставший дипломантом.
Конкурс подарил немало ярких впечатлений. Обычно на Московском смотре, открыто ориентированном на классику, в лидеры выбиваются представители старейших школ и столичных театров. На нынешнем им не уступали артисты, представлявшие регионы. Солисты Челябинского театра нежная Лири Вакабаяси и мужественный Кубаныч Шамакеев, эмоциональная бразильская пара, работающая в Казани, — Аманда Гомес и Вагнер Карвальо (Вагнер де Карвалхо), виртуозные астраханские мастера — Камилла Исмагилова и Субедей Дангыт, великолепная Елена Свинко и ее внимательный партнер гордый Марчелло Пелиццони из Красноярского театра — с первого тура заняли лидирующие позиции и вошли в число фаворитов. Танец Карвальо отмечен золотой наградой, красноярский итальянец стал дипломантом, остальные участники прекрасных дуэтов оказались серебряными и бронзовыми призерами. Золотую победу в этой взрослой дуэтной номинации многообещающей восходящей звезды Мариинки одухотворенной Марии Ильюшкиной стоит посчитать авансом. Ее партнер и коллега по театру Никита Корнеев отмечен третьей премией.
Все победительницы в номинации «Девушки, соло» по младшей группе — многообещающие студентки Вагановской академии: очаровательная Мария Кошкарева завоевала первую премию, серебро и бронза — у Ярославны Куприной и Камилы Султангареевой. Золотым лауреатом среди юношей-солистов стал Макар Михалкин — студент Московской академии хореографии. Он — ученик Михаила Шаркова, который умеет готовить благородных и умных танцовщиков. Из его же предыдущего выпуска солист Большого театра элегантный Дмитрий Смилевски, золотой победитель в номинации «Мужчины, соло». На втором месте во взрослой сольной группе еще один воспитанник Шаркова полетный Дмитрий Выскубенко, работающий в Баварской опере, балет которого недавно возглавил Лоран Илер. Представителю Мариинки Максиму Изместьеву его стремительная и темпераментная манера танца принесла бронзу. Второе и третье место солисты-юноши поделили по-братски: способный, но еще неумелый румын Лука Добош и англичанин-виртуоз Тайга Кодама-Помфрет — серебро, легкий Иван Одинцов из Якутии и стройный кореец Чхон Чжон — бронза.
Балерина яркой индивидуальности харизматичная Анастасия Смирнова из Михайловского театра и техничная красавица Малика Ельчибаева — солистка Казахского балета, разделили вторую премию в категории «Женщины, соло». В этой номинации золото не было разыграно. Невостребованной осталась и первая премия в дуэтной младшей группе, серебро досталось самобытной лирической пермячке Валерии Кузнецовой, которая очаровала корреспондента «Культуры» еще на конкурсе «Арабеск»; а ее однокашница Дарья Чугунова — на третьем месте. Олег Мангадаев и Лев Копылов — кавалеры прекрасных пермских студенток — в конкурсе не участвовали и получили спецпремии за партнерство. В категории «Юноши, дуэт» конкуренции не было, присуждена только одна — вторая премия, ее увезет в Беларусь способный Рома Гуделев.
Нынешний конкурс точно транслировал сегодняшний контекст хореографического искусства, взявшего курс на артистизм и индивидуальность. Многие соискатели владеют отточенной техникой, танцуют свободно, виртуозно, не пренебрегают академическими канонами и художественной выразительностью.
Нынешний конкурс посвящен 95-летию Юрия Григоровича. Финальный день просмотров на Исторической сцене венчали фрагменты из балетов Мастера. Раньше Юрий Николаевич просил не исполнять свою хореографию на московском конкурсе и, случалось, даже выходил из зрительного зала, когда на сцене появлялись герои его спектаклей. Теперь — Фригии и Спартаки, Данила-мастер и Хозяйка Медной горы танцевали на законных основаниях, с разрешения хореографа. Не все передавали непростую кантилену пластической мысли, но все танцевали с пиететом, упоением и страстью.
В адажио из «Легенды о любви» японка Лири Вакабаяси и киргиз Кубаныч Шамакеев выстроили тончайшие отношения нежной трепетной Ширин и мужественного сильного Ферхада — героя, который отказывается от своего личного счастья ради спасения народа. Долг побеждал чувства, любовь соседствовала с отчаянием, жертва становилась платой за победу — казалось, для молодых танцовщиков смысл и хореография балета стали источником вдохновения.
Когда завершился финальный тур и члены жюри удалились, чтобы верно разложить пасьянс наград, а претенденты на них томились в ожидании вердикта, «Культура» поговорила с Лири Вакабаяси — примой-балериной Челябинского академического театра оперы и балета имени М.И. Глинки.
— Помните ли вы свою первую встречу с балетом?
— Я была совсем маленькой, когда родители записали меня в балетную студию в Японии — мама хотела, чтобы я росла грациозной. Мне еще не было четырех лет, но я сразу поняла, как хочу танцевать.
— В российских труппах немало японских танцовщиц, они по большей части — выпускники российских балетных школ. Вы же учились в Бельгии и Германии, а как оказались в Челябинском театре?
— На наши выпускные экзамены в Мюнхенскую высшую школу музыки и театра приехали руководители трупп из разных стран мира, в том числе и из России. После просмотра хореограф Вячеслав Самодуров пригласил меня в Екатеринбургский театр. Я сразу сказала — «да», потому что знала: русский балет — лучший и настоящий, всегда мечтала работать в России. Помню, какой счастливой сделало меня это предложение.
— Почему же поменяли Екатеринбург на Челябинск?
— Репертуар в Екатеринбурге нацелен на современные постановки, а я хотела танцевать классику. Заканчивается мой третий сезон в Челябинске, и я ни разу не пожалела о своем решении.
— Сейчас многие иностранцы покидают Россию. Вы не собираетесь уезжать?
— Нет, я люблю русский балет и не хочу, чтобы искусство вступало в спор с политикой. Челябинск стал для меня близким и родным городом, это — мой второй дом, здесь — друзья и любимый партнер.
— По семье скучаете?
— Конечно. Каждый год отпуск провожу в Японии. Вся семья, особенно мама, переживает за меня, но родные верят мне и понимают, что я не смогу без России и классического балета.
— В Большом театре вы впервые?
— Мы приезжали на фестиваль «Золотая маска», показывали спектакль на Новой сцене Большого театра, а на Исторической я танцевала первый раз. Сцена с покатом очень непривычна, поначалу было сложно. Но я быстро освоилась, мне даже понравилось на покатой сцене, показалось, что она удобна.
— Довольны ли своими выступлениями?
— Могла бы лучше, но в целом никаких серьезных срывов не было.
— Как вы думаете, балетные конкурсы нужны?
— Московский — мой третий конкурс. Огромную пользу приносит не само соревнование и даже не результат, а подготовка к конкурсу, она мобилизует, появляются новый репертуар и новые силы.
— В па-де-де из балета «Дон Кихот» ваша Китри напоминала героиню Екатерины Максимовой, вы даже исполнили максимовское фуэте, держа руки на талии.
— Да, мы специально этого добивались по задумке моего педагога Татьяны Борисовны Предеиной. Она много репетировала с Максимовой и часто рассказывает о ней.
— Татьяна Предеина — прекрасная балерина, народная артистка России. Вы видели ее на сцене?
— Нет, не успела — я приехала в Челябинск три года назад, когда она только завершила свою исполнительскую карьеру. В театре все говорили, что она —шикарная балерина, ученица Максимовой. Услышав это, я попросила нашего худрука Юрия Клевцова разрешения репетировать с ней. Мы вместе уже третий сезон.
— Какие впечатления от конкурса?
— Московский конкурс — особенный, самый важный и престижный. Все сосредоточенны, замкнуты, что понятно — волнуются, нервничают. На других конкурсах атмосфера проще — конкурсанты общаются, разговаривают, шутят, а здесь все очень серьезно.
— Как вам Москва?
— Москва красива и многолюдна. Здесь, как в Токио, все куда-то бегут, торопятся, спешат. Мне ближе спокойная, размеренная жизнь, когда все улыбаются и никуда не опаздывают.
— Если бы к вам на два спектакля приехала мама, какие бы вы ей показали?
— Я люблю все-все свои роли. Но если нужно выбрать только два спектакля, то «Жизель» и «Дон Кихот».
Фотографии Юлии Михеевой/предоставлены пресс-службой конкурса